Ротор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП АРФЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик (i i) 616690

К АВТОРСКОМУ- СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свил-ву

1 (22) Заявлено 01.08,76 (21) 2389022/24-07

2. (51) М. Кл, z присоединением заявки №

Н 02 К 9/19

Н 02 К 3/22

Государственный хоыетет

Сваата Инннстроа СССР аа делам в&обретений я открытей (23) Приоритет (43) Опубликовано 25.07.7833юллетень № 27 (53) УДК 621,313, .7 13(088,8) (45) Дата опубликования описания 19.06.78 (72) Авторы изобретения

Ф. Ф, Новожилов я.Л. А, Суханов (7%) Заявитель

{S4) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

& 2

Изобретение относится к обнести электромашиностроеняя,. в частности к электрическим синхронным явцополюсным машинам с непосредственным жидкостным охлаждением обмотки возбуждения, например гидрогенераторам и синхронным компенсаторам.

Известен ротор электрической машины с жидкостным охпажденяем обмотки возбуждения, содержащий полюса с сек- ц цяонированыымя, катушками я распорные элементы, распопоженные между нопюса мн и имеющие распреденитепьные цопостя, сообщающиеся с напорными я сливвыми трубами (1).

Однако этот ротор не обеспечивает охлаждения полых проводников обмотки.

Известен также ротЬр электрической машины с жидкостным охлаждением обмсьткн возбужденяя, .содержащий полюса 26 с секционярованнымя катушками, выпод- . ненными яз полых проводников, торцовые распорные элементы, распояоженные меж» ду попюсамя, н напорные я слнвные трубы, сообщающиеся с нодымя проводннкамя.

Катушки электрически я гидравяическя подсоединены к токоведущим коллекторам, Начаиа и концы смежных секций гядрав яическя соединены в узап прн помощи тройников (2).

Однако катушки допжны состоять as нечетного числа секций, что сужает область применения этой конструкции, так как в рак часто необходкмо четное чисио секций. Удел соединений секций расположен на вну еренней стороне ка1уш ки в выемке полюса я занят отвердевающей пластической массой. Это существенно снижает ремонтопригодность устрой ства я затрудняет эффективный контроиь гидравлических трактов катушки, Прн ремонте электрических а гндравняческнх узлов,"необходимо снимать полюса с ротора, катушку -..с сердечника полюса, устранять отвердев щи массу(топько поо ле указанных операций возможен доступ к упомянутым элементам). Для размещения узлов соединениЯ на внутренней стороне катушек требуется некоторое прос» транство, что неизбежно увенячивает дян 616690 ну лобовых частей катушек н,следователь" . но, расход актнвноя меди.

Кроме того, каждая секция катушки соединена гндравлическн через изоляцию с напорным и спивным токоведушнм коллек-. торами. И результате на роторе создается большое количество гидравлических соединений секций с коллекторами. &го усложняет конструкцию и снижает ее надежность. . В изолирующих гндрлежих mell 10 нениях протекает эпектрохимическая реакция, вызывающая каррозню. Замена их в силу низкой ремонтопрнгодности узлов соединения, залитых отвердэвающей пластической массой, крайне трудна. В катуш» ке гидравлическое сопротивление между секциями распределено неравномерно, что вызывает неравномерность в распределении охлааителя между секциями, а значит и в интенсивности их охлаждения.

Ивлью изобретения является упрощение и повышение надежности ротора.

Это достигаетси тем, что каждый из указанных распорпых элементов скаб жен фпвнцем и крышкой, имеющей рас предепительную полость,. сообщающуюся . через отверстия в крышке и фланца с поными проводниками,. и отверстие для соединения с одной из упомянутых труб.

Нв.фиг. 1 и 2 схематически изображен горцовый рвспорный элемент с припегвю шими.к нему катушками полюсов, в котором крышка выполнена зв одно целое с распорным Элементом, а флвнец выпол . З нен отдельно, две проекции; на фнг. 3 н

4 - торцовый распорный элемент с прн легвюшнмн к нему катушками полюсов, s котором флвнец выполнен . за одно целое с расцорным элементом, а крышка > выполнена отдельно на фнг. 8 показана схема подвода и слива охладителя дпя смежных катушек ло,посов через распорные элементы между ними.

На полюсном сердечнике 1 размещена . катушка, состоящая нз секций 2, каждая пэ которых выполнена, например, иэ двух многовитковых спирально намотанных нз полого проводника дисков; спаянных в местах соединения со. стороны сердечника полюса твердым припоем. Между катушками смежпых nomocos установлены распоп» ные элементы 3 с изолирующими прокладками 4, Концы (подводящие ипн спивные) секций смежных катушек выведены в рас- 55 пределнтельную полость 5 через отверотие во фпанце .6 н в крышке 7 распорно-го элемента. Зтн концы электроизопнрованы и гидравпнчески уплотнены во флан« це.:втулками 8 при ломошн крышки. Г эи этом крышка прижата к фпвнцу распорного элемента, например, болтами 9, Рвспредепитепьиая полость сообщается с напорной нпи сливной трубой 10 через отверстие 11, к которому подсоединена труба, Электрическое последовательное соединение секций в катушке осуществлено перемычками 12 известным способом, т. е. перемычка от конца предыдущей секции .лет к началу последующей секции. Последовательное соединение катушек полюсов выполняют как обыч но межполюсными соединениями. Распорный элемент с фланнем либо крышкой может быть выполнен литым, например из алюминиевого сплава, а втулки иэготовпены из изолирующего материала Раопорный элемент закреплен в межполюоиом окне ротора. Выполнение крышки с распределительной полостью отдельно от распорного элемента более технологич-но.

B этом случае обеспечивается гидравлическое соединение концов секций двух смежных катушек в раапорном элементе через полость с напорной или сливной трубой, что сводит к минимуму количество гидравлических соединений, а также напорных н сливных труб. Все гидравлические изолирующие соединения для каждой пары катушек сведены в один разборный гидравлический узел, расцопоженный с внешней стороны катушек.

В результате обеспечивается возмож ность контроля эа их состоянием и ремонтопригодностью всей конструкции.

Формула изобретения

Ротор электрической машины с жидкостным охлаждением обмотки возбуждения, содержащий полюса с секционированкыми катушками, выполненными иэ полых про водников, торцовые распориые элементы, расположенные между полюсами, и напор ныь н спинные трубы, сообщающиеся с полымипроводниками, о т и и ч и ю щ и й-. с я тем, что, с де ыо упрощения и ловы« шения надежности, каждый из указанных распорных элементов снабжен фланцами крышкой, имеющей распределительную полость, сообщающуюся через отверстие в крышке и фланца с полыми проводниками, н отверстие дпя соединения с одной из упомянутых труб.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР

Иу 216095,кп. Н 02 К 9/19, 1968.

2, Авторское свидетельство СССР

Ию 332540, кл. Н 02 К 3/22, 1970, .616690

1 у

Составитель Л Карцева

Редактор Е. Кравиова Техред С. Бека Корректор М. немчик

:Закав 4О76/48 Тираж 892 . Подаисиое

ННИИПИ. Государственного комитета Совета Мииистров СССР., до делам изобретеиий и открьеий

gf3ggS, москва, Ж-35, Раущская иаб., д. 4/S

Филиаа ППП «Патеит", т.. Уигород, ул. Преектиаи, 4