Грузопассажирский строительный подъемник

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ (11) 6 18337

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву

2 (51) М. Кл.

В 66 В 9(20 (22) Заявлено 12.01.76 (21) 2313754/29 11 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Государственный комитет

Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытий (43) Опубликовано 05 08,781эюллетень № 29 (53) УДК 621.876. .112(088.8) (45) Дата опубликования описания 19, ОЧ. ф

А. Х. Гехт, Г. Н. Феоктистов, В. Ф. Поповский, А. Н. Моськин, В. М. Тонконоженко и Ю. П. Соляев (72) Авторы изобретения

Всесоюзный научно-исследовательский институт строительного и дорожного машиностроения (71) Заявитель (54) ГРУЗОПАССАЖИРСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ

ПОДЪЕМНИК

Изобретение относится к подъемно-транспортным машинам.

В известных реечных грузопассажирских строительных подъемниках имеются лишь приспособления для растормаживания тормоза механизма подъема для опускания кабины под действием собственного веса (1).

Однако при работе аварийного устройства должен не только растормаживаться тормоз механизма подъема, но и отключаться его привод, т. е. устройство должно быть снабжено собственным тормозом, включение которого должно происходить до отключения основного, а отключение — после включения основного. В известных машинах это требование не выполняется.

Наиболее близким к изобретению техническим решением является грузопассажирский строительный подъемник, содержащий мачту, перемещающуюся по ней посредством механизма подъема кабину, в которой смонтированы штурвал с передаточной системой и рычаг для растормаживания основного тормоза механизма подъема (2).

В аварийной ситуации рабочий должен одной рукой растормозить тормоз механизма подъема, а другой — вращать штурвал для привода механизма подъема. При этом

2 удерживание кабины от паде: я осуществляется только за счет самоторможения механизма подъема, увеличения передаточного числа от штурвала к лебедке и усилия рабочего, прилагаемого к штурвалу . Это с одной стороны не обеспечивает необходимой безопасности в эксплуатации, а с другой требует большого усилия для привода штурвала. Кро- ме того, весьма неудобно одному человеку растормаживать тормоз и одновременно вращать штурвал. При этом в процессе польlo зования аварийным устройством не обеспечивается автоматическое отключение (блокировка) электрического привода механизма подъема.

Целью изобретения является обеспечение

15 безопасного перемещения кабины в аварийных ситуациях и блокировка электропривода механизма подъема при перемещении кабины вручную.

Для этого между основным тормозом и штурвалом последовательно установлены грузоупорный тормоз с храповым колесом и собачкой, кулачковая муфта, подвижная полумуфта которой снабжена рычагом включения, при этом на одном из концов рычага для растормаживания основного тормоза заg5 креплен палец, взаимодействующий в край618337

3 нем верхнем положении с собачкой. А на кабине смонтированы концевой выключате.lb цепи привода подъема и взаимодействующая с ним откидная крышка, закрывающая отверстия в крышке кабины, через которые пропущены рычаги для включения кулачковой муфты и растормаживания основного тормоза.

На фиг. 1 показан подъемник, общий вид; на фиг. 2 — основной тормоз механизма подъема, поперечный разрез; на фиг. 3 — то же, продольный разрез; на фиг. 4 — крышка рукоятки тяги.

Грузопассажирский строительный подъемник состоит из мачты 1 (фиг. 1), вдоль которой перемешается на роликах кабина 2, снабженная установленными на ней приводом, состоящим из- двигателя 3, вал которого соединен при помощи муфты 4 с входным валом редуктора 5. На втором конце этого вала установлен основной тормоз механизма подъема. На выходном валу редуктора установлена ведущая звездочка, входящая в зацепление с зубчатой рейкой, закрепленной на мачте (не показаны).

На ведомом конце вала редуктора закреплен шкив 6 (фиг. 3) основного тормоза; к торцу шкива прикреплен фланец 7 с втулкой. К концу этого фланца прикреплен диск 8 феррадо грузоупорного тормоза аварийного механизма и храповое колесо 9, а на конце втулки прикреплен диск 10 и нарезана резьба, на которой установлена кулачковая полумуфта 11. Храповое колесо 9 свободно посажено на втулке.

С кулачковой полумуфтой 11 входит в зацепление другая кулачковая полумуфта 12, установленная на валу 13 при помощи шпонки 14 и имеющая возможность перемешаться вдоль этого вала. Для перемещения полумуфты 12 на оси 15 установлен Г-образный рычаг 16, шарнирно соединенный с тягой 17.

Рычаг 16 фиксируется в требуемом положении при помощи пружины 18. Рукоятка тяги, выступающая внутрь кабины 2 через потолочное перекрытие, закрыта в неаварийном состоянии крышкой 19, у которой снаружи имеется выступ, касающийся ролика конечного выключателя 20. Крышка 19 может поворачиваться относительно оси 21, прикрепленной к раме кабины 2 (фиг. 4).

На валу 18, опирающемся на подшипники 22, 23 на шпонке 24 посажена звездочка

25 аварийного механизма, которая при помощи цепной передачи 26 связана со звездочкой 27, сидящей на валу 28 (фиг. 3).

На этом же валу находится штурвал 29 для привода механизма аварийного подъема вручную.

Для растормаживания основного тормоза на оси 30, установленной на раме кабины 2 (фиг. 2), посажен свободно рычаг 31, имеющий на одном конце регулируемый нажимной болт 32, упирающийся в ярмо 33 тормоза. На другом конце рычага 31 закреплен палец 34, взаимодействующий в край4 нем верхнем положении с соби IKoH 35, которая взаимодействует с храповым колесом 9 и поворачивается относительно оси 36, и тяга 37 для привода рычага 31.

Для фиксации рычага 31 в определенном положении к его концу прикреплена пружина 38.

Работа устройства происходит следующим образом.

При необходимости перемещения кабины

10 аварийным механизмом вначале поворачивается крышка 19 относительно оси 2! в положение, показанное пунктиром на фиг. 4.

При повороте крышки происходит срабатывание конечного выключателя 20, отключающего привод механизма подъема, и освобождаются рукоятки тяг 17 и 37. При перемещении тяги 17 вниз поворачивается Г-ооразный рычаг 16 в положение, показанное пунктиром на фиг. 3. При этом пружина 18 установлена так, что в крайних положениях

20 рычага она менее всего растянута, а в промежуточном — подвержена наибольшему растяжению. Благодаря этому рычаг 16 фиксируется в любом крайнем положении. Одновременно с поворотом рычага смещается

25 вдоль вала 13 полумуфта 12 до включения с полумуфтой 11 (положение, показанное пунктиром на фиг. 3).

Далее при перемещении тяги 37 рычаг 31 поворачивается относительно оси 30 в положение, показанное пунктиром на фиг. 2, и нажимает болтом 32 на ярмо 33 тормоза, обеспечивая при этом отход тормозных колодок от шкива 6. Однако до этого (в самом начале поворота рычага) происходит поворот собачки 35 относительно оси 36, в результате чего собачка входит в зацеп35 ление с храповым колесом 9. Рычаг 31 и собачка 35 удерживаются в крайних положениях при помощи пружины 38, которая менее всего растягивается в крайних положениях рычага и наиболее сильно растягивается в

40 промежуточном его положении.

При вращении штурвала 29 крутящий момент через звездочки 27, 25 и цепную передачу 26 передается валу 13. При подъеме вверх тормозные диски 8 и 10 грузоупорного тормоза аварийного механизма прижи45 маются (за счет собственного веса кабины) к храповому колесу 9, причем собачка 35

«щелкает» по зубьям храпового колеса, крутящий момент далее передается через редуктор 5 на ведущую звездочку, входящую в зацепление с зубчатой рейкой (не показаны), При спуске полумуфта 11 свинчивается с резьоы, имеющейся на втулке фланца 7.

Прп этом диски 8 и 10 не подвергаются сжатию и между ними и храповым колесом 9 образуются зазоры. Храповое колесо в этом случае не вращается, так как удерживается собачкой. Зазоры, образовавшиеся после освобождения дисков 8, 10, будут выбираться по мере опускания кабины 2.

После окончания перемещения кабины р тяга 37 поднимается вверх, рычаг повора618337

5 чивается, нажатие на ярмо 33 прекращается, и основной тормоз замыкается. В заключительной стадии перемещения рычага (после замыкания основного тормоза) происходит опускание собачки и освобождение храпового колеса от зацепления с ней. 3атем поднимается тяга 17, размыкаются полумуфты 11 и 12. После этого поворачивается крышка 19, закрываются рукояткой тяг 17, 37. При повороте крышки 19 конечный выключатель 20 замыкает цепь привода механизма подъема.

Поскольку в целях уменьшения вибрации кабина подвешена к грузовой каретке 39 (на которой расположен механизм подъема и аварийное устройство) при помощи амортизаторов и может перемещаться относительно каретки (в пределах деформации амортизаторов), поэтому штурвал 29, вал 28 и звездочка 27 смонтированы на кронштейне 40, жестко прикрепленном к грузовой каретке. Для привода штурвала машинистом 20 из кабины в ней предусмотрен люк.

Формула изобретения

1. Грузопассажирский строительный подъемник, содержащий мачту, перемещающуюся по ней посредством механизма подъема с электроприводом и основным тормозом кабину, в которой смонтирован штурвал с передаточной системой и рычаг для растор- зв маживания основного тормоза механизма подъема, отличающийся тем, что, с целью обеспечения безопасного перемещения кабины в аварийных ситуациях, между основным тормозом и штурвалом последовательно установлены грузоупорный тормоз с храповым колесом и собачкой и кулачковая муфта, подвижная полумуфта которой снабжена рычагом включения, при этом на одном из концов рычага для растормаживания основного тормоза закреплен палец, взаимодействующийй в крайнем верхнем положении с собачкой.

2. Подъемник по п. 1, отличающийся тем, что, с целью блокировки электропривода механизма подъема при перемещении кабины вручную, на кабине смонтированы концевой выключатель цепи привода подъема и взаимодействующая с ним откидная крышка, закрывающая отверстия в крышке кабины, через которые пропущены рычаги для включения кулачковой муфты и растормаживания основного тормоза.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Гехт А. Х, Современные строительные мачтовые подъемники и перспективы их развития. — Обзор ЦНИЙТЭстроймаша, с. 81—

87.

2. Галиченко А. М. и Гехт А. Х. Строительные подъемники. «Высшая школа», 1975, МГП вЂ” 1000 — 110.

618337

Фиг 4

Фиг. г

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор Н. Ахмедова

Заказ 4196/18

Составитель И. Генералова

Техред О. Луговая Корректор А. Власенко

Тираж 1047 Подписное