Направляющий подшипник для вала гидромашины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Соуп Соввтския

Социалистнческнк

Республик (ll) 618570 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (51) M. Кл.

F 03 В 11/06 (22) Заявлено 11.04.74 (21) 2014881/25-06 с присоединением заявки ЭЙ— (23) Приоритет

Государственный иомнтет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (43) Опубликовано 050878. Бюллетень %29 (SS) УДК

621.224.233.2 (088 ° 8) (45) Дата опубликования описания 2906.78 (72) Авторы

Н.Н. Робук, А.Д. Тодоров, А. Т. Скрынник, кзобрет иия В.В. Остапенко, В.с. котелевец и А.В. Барсу

Pl) Заявитель

Харьковский ордена Ленина турбинный завод им. С.М. Кирова (54) НАПРАВЛЯЮЦИЙ ПОДШИПНИК ДЛЯ BAJIA ГИДРОИАШИНИ

Изобретение относится к гндромашиностроению и может быть использовано в направляющих подшипниках для валов гидромашин.

Известны направляющие подшипники для вала гидромашины, содержащие размещенные в корпусе. сегментные обре. зиненные вкладыши, установленные с зазором на валу, и регулирующий нажимной элемент, при этом регулировка зазора между валом и вкладышами осуществляется в процессе эксплуатации эа счет установки прокладок между сегментами и корпусом 1

Однако в таких подшипниках высока трудоемкость, вызванная необходимостью тщательной подгонки сегментов по торцу друг к другу с последующей их сборкой и установкой на валу, слож-, на регулировка зазоров между .вкладышем и валом во время эксплуатации, в связи с необходимостью демонтажа многотонного корпуса.

Целью изобретения является повьааение надежности работы и улучшение эксплуатационных качеств направляющего подшипника.

Поставленная цель достигается тем, что нажимной элемент выполнен в виде клиновой пары и размещен между вкла дышами и корпусом, а размеры вкладышей и клиновой пары выбраны в соответствии с соотношениями:

)t = (0,35-0,5) di .

Ь» (О, 07-0, 09) й-3 а (0,055-0,065)-3, 2<0,9 )т, С» 0,8 )

1 (О, 1-0, 15) 5 где К вЂ” высота вкладышей, Ь вЂ” ширина вкладышей, Ц вЂ” толщина вкладышей, 2 — высота клиновой пары, C — - ширина клиновой пары, с1 — диаметр вала, % — расстояние между сегментными вкладыаами.

На фиг. 1 показан направляющий подшипник, продольный разрез; на фиг.. 2 — то же, поперечный разрез.

Направляющий подшипник гидромаши" ны содержит размещенные в корпусе 1 сегментные обрезиненные вкладыши 2, установленные с зазором на валу Э, и регулиру|ощий нажимной элемент, выполненный в виде клиновой пары, состоящей из подвижных клиньев 4 и неподвижных 5, и размещенный между вкладышами 2 и корпусом 1, при этом вйсота и вкладышей 2 равна (0,350,5) диаметраб вала.3, ширина Ъ экла9

618570 дышей 2 равна (О, 07-0,09)ltдиаметраб вала 3, толщина а вкладыша 2 равна ,(0.05)-0,065) диаметрами вала 3, высота .а клиновой пары равна 0,9 высоты )f вкладышей 2, ширина с клино« вой пары 4 равна 0 8 ширины b вкладышей 2, расстояние 3 между сегментными вкладышами 2 равно (0,1-0,15) ширины Ъ вкладышей.

В нижнем торце каждого сегментного обрезиненного вкладыша 2 ввинчен болт 6. Положение сегментов по высо- Ю те регулируется болтами 6 после установки их на металлическое кольцо 7, прижимающее уплотнение 8.

Сегментные обрезиненные вкладыши 2 установлены на валу 3 с зазором, )5 который можно отрегулировать при помощи подвижного клина иажимного элемента и зафиксировать положение вкладышей 2 в корпусе 1 болтами 9.

В процессе работы вкладыши 2 воспри-20 нимают радиальные нагрузки от вала 3 и передают их через нажимные элементы на корпус 1.

Зазор между вкладышами 2 и валом 3 в эксплуатации регулируется перемещением подвижного клина 4 нажимного

25 элемента в осевом направлении с последующим креплением вкладышей 2 к корпусу 1 болтами 9. При этом отпада ет необходимость демонтажа многотонного корпуса 1 и вкладышей 2.

Обеспечение наивыгоднейшего режи-. ма трения при различных скоростях скольжения и простота регулирования зазора достигается за счет выполнения сегмента .и клиновой пары в соответствии с соотношениями:

h=(0 35-0,5).gè, Q (0,0..7-0,09)d - Й 1 сМ (0.055-.0 065) -3

Rw0,9 И;

C"п-0, 8b;

La (0 -О, 15)Ь; где }f — высота сегментов, Q — - толщина сегментов, С вЂ” ширина клиновой пары, Ь вЂ” ширина сегментов, — высота клиновой пары

dy- диаметр вала, f — расстояние между соседними сегментами. вкладыша.

Формула изобретения

Направляющий подшипник для вала гидромашины, содержащий размещенные в корпусе сегментные обрезиненные вкладыши, установленные с зазором на валу, и регулирующий нажимной элемент, о т л и ч а ю .шийся тем, что, с целью повышения надежности работы и улучшения его эксплуатационных качеств, нажимной элемент выполнен в виде клиновой пары и размещен между вкладышами и корпусом, а раз- меры вкладышей и клиновой пары выбраны в соответствии с соотношениями:

)(а(0 35-0 5) Д

Ъ"-(0,07-0 ю 09)9 ° д в у св ° (О 055-0,065) с(9> 0,9$)

С 0,8Ь

1 (0,1-0,15)b; где Н вЂ” высота вкладышей, 1р — ширина вкладышей, a — толщина вкладышей, 2 — высота клиновой пары, C — - ширина клиновой. пары, 8> — диаметр вала, — расстояние между соседними сегментами вкладыша..

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Ковалев. Н.Н. Гидротурбины,JI., Йашгиэ, 1971, с.480..618570

Риг. 2

Фиг. /

Составитель Т.Довгели

РедактоР М.Васильева ТехРеД Г.Рыжова Корректор М.демчик

Заказ 4234/31 Тираж 656 Подписное

ННИИПИ Государственного комитета Совета. Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП Патент, г.ужгород, ул.Проектная,4