Трубопроводная система для транспортировки высоковязких структурообразных нефтей
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИС
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик (11) 618609
К АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 21,11.72 (21) 1848289/25-08 с присоединением заявки №(23) ПриоритетЯ (51) M. Кл.
F 1713 1/12
Государственный камнтет
Совета Йнннотров СССР по делам изобретеннй
M PTKPbITNN (43) Опубликовано 05.08.78.Бюллетень № 29 (53) УДК 621.643 (088.8) (45) Дата опубликования описания 1Э.И78 (72) Авторы изобретения
Н, Н. Репин, О. М. Юсупов, А. И. Дьячук, М. Д. Валеев и P. Б. Абдуллин
Башкирский Государственный научно-исследовательский и проектный институт нефтяной промышленности (71) Заявитель (54) ТРУБОПРОВОДНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ
ВЫСОКОВЯЗКИХ СТРУКТУРООБРАЗУК)ЩИХ НЕФТЕЙ
Изобретение относится к трубопроводному транспорту нефти и нефтепродуктов и предназначено, преимущественно, для транспортировки высоковязких структурообразующих нефтей.
Высокая температура застывания и текстропичность таких нефтей создают большое начальное сопротивление сдвигу, осложняющее их транспортировку, после вынужденной остановки трубопровода.
Известна трубопроводная система транспорта высоковязких нефтей, включающая м агистральный трубопровод, перекачивающие станции и расположенные по магистрали промежуточные емкости для сброса части транспортируемой нефти при возобновлении перекачки. после вынужденной остановки трубопровода (1).
Сброс части транспортируемой нефти обеспечивает снижение начального сопротивления сдвигу нефти, однако создает большие ,сложности при обратной закачке нефти из емкостей в трубопровод.
Известна также трубопроводная система для транспортировки высоковязких нефтей, включающая магистральный трубопровод, перекачивающие насосные станции и импульсные генераторы давления, обеспечивающие создание на участках трубопровода сдвиговых деформаций при одновременном вводе в трубопровод газа в количестве, достаточном для насыщения нефти при рабочей температуре и давлении. Пузырьки газа в нефти препятствуют образованию в нефти парафинистых структур и одновременно обеспечивают за счет демпферирования распространение по трубопроводу импульсов давления, создаваемых генератором. Это упрощает пуск трубопровода в первоначальный период его эксплуатации (2) .
Однако известная система имеет ряд недостатков. Введенный газ при вынужденных остановках трубопровода сепарируется из нефти и скапливаясь у верхней образующей трубопровода и возвышенных участках магистрали, образует пробки, функциональное назначение газа при этом теряется, что ведет к усложнению повторного пуска трубопровода.
Целью изобретения является упрощение пуска трубопровода с застывшей нефтью.
Это достигается тем, что к участкам.трубопровода по всей длине магистрали подключены устройства, аккумулирующие дав25 ление импульсных генераторов.
618609
Формула изобретения
Составитель И. Газарян
Текред О. Луговая Корректор Н. Яцемирская
Тираж 580 Подписное
Редактор И. Го»фельд
Заказ 4240/33
ПНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
I 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Указанные устройства могут быть выполнены, например, в виде герметичных емкостей со сжатым газом.
На чертеже изображен начальный участок предлагаемой трубопроводной системы.
Трубопровод 1 соединяет перекачивающую станцию 2 магистрального трубопровода 3 с пунктом-отправителем нефти. Трубопровод 1 одновременно подсоединен к импульсному генератору 4, подключенному к магистральному трубопроводу 3, после перекачивающей станции. По всей длине магистрали через определенные интервалы подключены устройства, аккумулирующие давление импульсных генераторов. Эти устройства выполнены в виде емкостей-аккумуляторов 5 со сжатым газом (воздухом, азотом и т. д.). Объем емкостей и расстояния между ними определяются по величине рабочего давления перекачки, давления газа, диаметра трубопровода, сопротивления сдвигу и плотности перекачиваемой нефти.
Система в режиме пуска после остановки работает следующим образом.
Нефть по трубопроводу. 1 направляют на генератор 4 импульса давления, открывая при этом запорную арматуру на первой от насосной станции емкости-акуумуляторе 5.
Генератором 4 вызывают некоторые страгивания нефти на участке трубопровода между генератором 4 и сообщающейся с магистральным трубопроводом 3 емкостью-аккумулятором 5. Перепад давления, создаваемый генератором 4, должен превышать давление, необходимое на преодоление начального сопротивления сдвигу застывшей нефти. При страгивании нефть небольшими объем а ми поступает в ем кость- аккумулятор 5.
С момента начала поступления нефти в емкость-аккумулятор 5 давление нагнетания импульсного генератора 4 будет снижаться и по мере продолжения импульсов давления примет значение напряжения сдвигу. Кроме того, периодическая пульсация нефти приводит к нагреву периферийных слоев нефти в трубопроводе, что будет способствовать дальнейшему снижению напряжения сдвига.
Обратный ток нефти из емкости-аккумулятора 5 в трубопровод 3 в течение каждого цикла подачи импульса давления осуществляется под давлением аккумулированного в емкости газа.
После того, как давление нагнетания генератора 4 снизится до минимальной величины, арматуру на первой емкости-аккумуляторе 5 закрывают и открывают на второй.
Серию импульсов давления повторяют на последующих участках и после разрушения структуры нефти на последнем участке отключают импульсные генераторы 4, включают перекачивающую станцию 2 и на малых скоростях выталкивают нефть с последу ющим ее замещением.
i. Трубопроводная система для транспортировки высоковязких структурообразующих нефтей, включающая магистральный трубо2 провод, перекачивающие насосные станции и импульсные генераторы давления, отличающаяся тем, что, с целью упрощения пуска трубопровода с застывшей нефтью, к участкам трубопровода по всей магистрали подключены устройства, аккумулирующие давлез0 ние импульсных генераторов.
2. Система по и. 1, отличающаяся тем, что устройства, аккумулирующие давление, выполнены в виде герметичных емкостей со сжатым газом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. «Рекомендации по заполнению нефтепровода Уса-Ухта и пуску нефтепровода после вынужденных остановок» ПечорНИПИнефть, Миннефтепрома СССР, r.Óõòà, 1973.
40 2. Патент Англии М 1138583, кл. С 5 Е, 1966.