Устройство для измерения сил трения в подшипнике скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е п1 в1вв7о
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТВЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-вуЯ (22) ЗаЯвлено 27.12.76 (21) 2434381/25-27 (51) М. Кл
q 0 М М04 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 05.08.78.Бюллетень № 29 (45) Дата опубликования описания пouS
Гасурарстаенный комитет
Совета Мнннстроа СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 539.62..002.56 (088.8) (72) Авторы изобретения
В. Т. Абрамов и Т. В. Абрамова (71) Заявитель
Харьковский авиационный институт (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СИЛ
ТРЕНИЯ В ПОДШИПНИКЕ СКОЛЬЖЕНИЯ
Изобретение относится к измерительной технике и може быть использовано, например, в испытательных машинах трения.
Известно устройство для измерения сил трения В подшипнике скольжения, содержа щее приводной вал, держатель образца с втулкой-образцом, нагрузочное и измерительное приспособления. Держатель образца выполнен в виде подшипника качения с наружной и внутренней обоймами, к первой из которых жестко прикреплен хомут для подвески грузов, а вторая напрессована на стакан с внутренним фиксируемым кольцом, причем стакан связан посредством съемной державки и упорной пластины с измерительным приспособлением (1).
Недостаток данного устройства заключается в том, что усилие трения, передаваемое со стороны испытуемой втулки на измерительную пластину, в соответствии с третьим законом Ньютона оудет действовать со стороны измерительной пластины на втулку.
Поскольку пластина в устройстве одна, то действие ее на втулку приводит к изменению величины и положения равнодействующей нагрузки на втулку. Так как измеряемое усилие трения переменно во времени, то и влиянне его на равнодействующую также переменно. Это создает трудно учитываемое влияние на определяемый коэффициент трения, поскольку он зависит от величины равнодействующей нагрузки на втулку.
Цель изобретения — повышение точности измерения сил трения в подшипниках скольжения.
Достигается это тем, что наружная и внутренняя обоймы снабжены рычагами, а измерительное устройство выполнено в виде двух расположенных симметрично относительно оси втулки струнных датчиков, струны которых закреплены на рычагах внешней и внутренней обойм держателя образца.
На фиг. 1 схематично изображено пред15 лагаемое устройство; на фиг. 2 — разрез А — A.
Устройство для измерения сил трения содержит приводной вал 1 с установленной на нем втулкой-образцом 2. Втулка-образец закреплена в держателе образца, состоящем из шарикоподшипника 3, напрессованного на внутреннюю обойму 4, в которой винтом 5 фиксируется втулка 2. Обойма 4 выполнена в виде втулки с рычагами, распо25 ложенными симметрично относительно оси
6! 8670
Формула изобретения
Фиг. 2 Риг. 1
Составитель T. Хромова
Техред О. Луговая Корректор А. Гриценко
Тираж 1112 Подписное
Редактор Н. Вирко
Заказ 4252/37
11НИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 втулки. На внешнее кольцо шарикоподшипника 3 напрессована наружная обойма 6.
На рычагах внутренней обоймы 4 симметрично установлены струнные датчики 7. Струны 8 их натянуты между рычагами внутренней 4 и наружной 6 обойм.
С рычагами обоймы 6 связаны нагрузочные пружины 9. Концы этих пружин закреплены на платформе 10 винтового механизма нагружения. На жестко соединенный с платформой винт 11 навинчен маховичок 12, опирающийся на корпус 13.
Устройство работает следующим образом
При вращении вала 1 силы трения увлекают за собой втулку-образец 2 и, соответственно, внутреннюю обойму 4. Ее рычаги перемещаясь, создают дополнительные усилия в струнах 8, которые фиксируются датчиками 7 и передаются на регистрирующую аппаратуру., Необходимая нагрузка на подшипник скольжения создается впащением маховичка 12. При этом винт 11, ввинчиваясь в маховичок, перемещает платформу 10 и растягивает пружины 9, усилие с которых передается на обойму 6 и далее через шарикоподшипник 3 и обойму 4 на испытываемую втулку 2.
Использование струнных датчиков повышает чувствительность измерительной системы к измеряемым усилиям трения, а их симметричное расположение компейсирует действие возникающих в струнах усилий на испытуемую втулку.
Устройство для измерения сил трения в подшипнике скольжения, содержащее приводной вал, держатель образца в виде подшипника качения с наружной и внутренней
1s обоймами, нагрузочное и измерительное приспособления, отличающееся тем, что, с целью повышения точности измерения, наружная и внутренняя обоймы снабжены рычагами, а измерительное устройство выполнено в виде двух расположенных симметрично относительно оси втулки струнных датчиков, струны которых закреплены на рычагах внешней и внутренней обойм.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
2s 1. Авторское свидетельство СССР
¹ 386305, кл. G 01 М 13/04, 1971.