Устройство для автоматического парирования крена летательного аппарата

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

° - ° .л-... . эj;

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Респубпик

1 619О76

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву— (22)Заявлено 12.11.75 (21) 2185501/23 с присоединением заявки РЙ (23) Приоритет— (51)М. Кл.

В 64 С 13/16

Гесударственнь1й кемнтет

СССР в делам нзюбретений и открытий

Опубликовано 25.09.79. Бюллетень М 35

Дата опубликования описания 30.09.79 (53) УДК629.1.062 (088.8) (72) Авторы изобретения

О. К. Антонов, А. Ф. Войтко и В. Т. Маслов (71) Заявитель (54) УСТРОИСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПАРИРОВАНИЯ

КРЕНА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к системам управления и управляющим устройствам летательных аппаратов, и может быть применено для автоматического парирования крена при отказе двигателя и для коррекции глиссады планирования ле5 тательного аппарата.

Известны автоматы скольжения и автоматы компенсации отказа двигателя, которые вследствие большого быстродействия успевают откло1О нять руль направления и элероны в нужную сторону для парирования скольжения и возникающего крена, Эти устройства обычно содержат: в автомате скольжения — датчик, реагирующий на изменение угла скольжения, а в автомате ком15 пенсации отказа двигателя — датчики, следящие

3а режимом работы двигателя, управляющие устройства (краны), исполнительные механизмы, включающие источники энергии, приводы руля направления и элеронов (1).

Однако эти устройства включены в систему управления рулем направления и элеронами. Вве1дение таких устройств разового действия в основные каналы управления усложняет систему правления и резко снижает ее надежность, Кро, е того, наличие автономных источников энергии, обеспечивающих работу приводов руля направления и элеронов, и вспомогательного оборудования, обеспечивающего работу источника энергии, снижает надежность работы самих устройств для парирования скольжения и возникающего крена. Такие устройства ввиду высокого быстродействия требуют больших мощностей силовых приводов и источников энергии, значительно превышающих потребные для основных каналов управления. В случае выхода из строя автономного источника энергии неизбежен отказ устройства. Для увеличения надежности работы таких устройств необходимо применять сложную схему дублирования, что ведет к усложнению всей системы управления и к увеличению веса.

Известно и другое устройство для автоматического парирования крена летательного аппарата, включающее в себя трубопроводы, соединяющие через обратные клапаны полости за компрессорами левого и правого двигателей с общим трубопроводом. Общий трубопровод, через промежуточный механический пневмокран свя1

619076 запный с системой выпуска закрылков, подключен к электропневмокранам, от которых трубопроводы ведут к ппевмоцилиндрам, приводящим в движение интерпепторы. В каждый иэ пневмоцилиндров вмонтирована пружина, Датчики левого и празого двигателей электроцепями соединены с реле, подключающими электропитание к обмоткам электропневмокранов (2).

Такое устройство имеет ограниченную мощность пневмоцилиндров, зависящую от размеров 10 цилиндров и определяемую минимальным режимом работы двигателя, В нем также невозможно одновременное управление обоими интерцепторами, например для коррекции глиссады планирования, что ухудшает летно-технические характеристики летательного аппарата, Цель изобретения — повышение безопасности полета путем улучшения посадочных характеристик летательного аппарата.

Это достигается тем, что в устройство введены электромагнитный кран блокировки и реле развязки, при этом вторые выходы упомянутых реле связаны между собой и через концевые выключатели — с электромагнитным краном блокировки, соединенным через реле развяз- ки и концевой выключатель посадочного положения эакрылков с одним замыкающим контактом кнопки управления интерцепторами, другой замыкающий контакт которой связан с другим входом реле развязки, два другие выхода которого связаны со входами вышеупомянутых реле.

На чертеже изображена принципиальная схема устройства.

Устройство для автоматического парирования крена летательного аппарата включает исполнительные механизмы, выполненные в виде гидроцилиндров 1 и 2 с вмонтированными в них пружинами 3, шарнирно подсоединенные штоками к интерцепторам 4 и 5, а корпусами — к кон40 струкции крыла летательного аппарата.

Гидроцилиндры -1 и 2 подключены через электромагнитные краны 6 и 7 уборки-выпуска интерцепторов к общей магистрали 8 подачи рабочей жидкости из пщросистемы 9 через элек- 4 тромагнитный кран 10 блокировки.

Обмотки электромагнитных кранов 6 и 7 уборки-вьптуска интерцепторов соединены электроцепями с реле 11 и 12, которые соединены электроцепями с датчиками 13 на левом и правом двигателях 14 и 15 с реле 16 развязки электрических цепей и через концевые выключатели 17 положения рукояток управления двигателями — с обмоткой электромагнитного крана 10.

Обмотка электромагнитного крана 10 соединена электроцепью с реле 16.

Реле 16 соединено одной электроцепью через замыкающий контакт концевого выключателя

18 блокировки нсвыпуска ингерцеиторов, например по положению закрылков, с одним за. мыкающим контактом кнопки 19 управления интерцепторами, а другой электроцепью без блокировки — с другим замыкающим контактом кнопки 19.

В режиме автомата парирования крена устройство работает следующим образом.

При взлете концевые выключатели 17 положения рукояток управления двигателями замыкаются.

В случае отказа левого двигателя 14 датчик

13, следящий за режимом работы двигателя, выдает сигнал на реле 11. Реле Il замыкает электроцепи, питающие обмотку электромагнитного крана 10 подачи рабочей жидкости из гидросистемы 9 в общую магистраль 8 и обмотку электромагнитного крана 7 уборки-выпуска интерцептора 5. Краны 10 и 7 срабатывают. Рабочая жидкость под давлением поступает в гидроцилиндр

1, отклоняющий интерцептор 5 правого полукрыла, парируя возникший крен.

В случае отказа правого двигателя 15 датчик

13, следящий эа режимом работы этого двигателя, выдает сигнал на реле 12. Реле 12 замыкает электроцепи, питающие обмотку электромагнитного крана 10 подачи рабочей жидкости из гидросистемы 9 в общую магистраль 8 и обмотку электромагнитного крана 6 уборки-выпуска интерцептора 4. Краны 10 и 6 срабатывают. Рабочая жидкость под давлением поступает в гидроцилнндр 2, отклоняющий интерцептор 4 левого полукрыла, парируя возникший крен, Уборка интерцептора 4 или 5 осуществляется пружинами 3, при этом рабочая жидкость из полостей гндроцилиндров сливается через обесточенные краны 6 и 7 в магистраль слива гидросистемы 9.

При размыкании хотя бы одного из концевых выключателей 17 кран 10 обесточивается, рабочая жидкость нз общей магистрали 8 поступает в магистраль слива гндросистемы 9 и тот или другой интерцептор под действием пружин 3 возвращается в убранное положение.

В режиме управления интерцепторами на планировании (изменение глиссады) устройство работает следующим образом.

На посадке концевой выключатель 18 блокировки невыпуска интерцепторов, например по положению закрылков, замыкается.

При нажатии кнопки 19 управления интерцепторами. электрическое питание поступает на обмотку реле 16. Реле 16 замыкает электроцепи, питающие обмотку электромагнитного крана 10, и одновременно через реле 1 и 12 — обмотки электромагнитных кранов 7 и 6, управляющих симметричными гидравлическими цилиндрами 1 и 2. Краны 10, 7 и 6 срабатывают. Рабочая жид619076 филиал ППП "Патент", r 5У>ж >г.оo1р>оoд, ул. Проектная,4 кость под давлением поступает в гидроцилиндры

1 и 2отклоняющие оба интерцептора 5 и 4 на определенный угол.

При отпускании кнопки 19 управления интерцепторами или размыкании концевого выключателя 18 блокировки невыпуска интерцепторов краны 10, 7 и 6 обесточиваются, рабочая жидкость из полостей гидроцилиндров 1 и 2 сливается через краны 7 и 6 в магистраль слива гидросистемы 9 и интерцепторы 5 и 4 возвращают- 1а ся в убранное положение под действием пружин

3.

Предлагаемое техническое решение обеспечивает получение положительного эффекта.

В техническом отношении оно повышает на- 1. дежность летательного аппарата и безопасность полета, обеспечивает улучшение летно-технических характеристик летательного аппарата при взлете и посадке за счет коррекции глиссады планирования и парирования крена, увеличивает 20 располагаемую мощность приводом интерцепторов независимо от режима работы двигателя, а в экономическом отношении улучшает взлетнопосадочные характеристики летательного аппарата, что снижает требования к классу аэродромов 25 и позволяет увеличить количество аэродромов, которые могут его обслуживать.

Формула изобретения

Устройство для автоматического парирования крена летательного аппарата, содержащее испол- g нительные механизмы, выполненные в виде гидроцилиндров, соединенные с интерцепторами, концевые выключатели взлетного положения рукояток управления двигателями, датчики отказов двигателей, связанные через реле с электромагнитными кранами установленными на обшей . магистрали подачи рабочего тела, причем выходы кранов соединены с входами гндроцилинд ров, отличающееся тем, что, с целью повышения безопасности полета путем улучшения посадочных характеристик, в него введены электромагнитный кран блокировки и реле развязки вторые выходы упомянутых реле связаны между собой и через концевые выключатели — с электромагнитным краном блокировки, соеди ненным через реле развязки и концевой выключатель посадочного положения закрылков с одним замыкающим контактом кнопки управления интерцепторами, другой замыкающий контакт которой связан с другим входом реле развязки, два другие выхода которого связаны со входами вышеупомянутых реле. 4

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Склянский Ф. И. Управление сверхзвукового самолета, М., "Машиностроение", 1964„с. 302.

2. Авторское свидетельство СССР Н 474209, кл. В 64 С 13/16, 25.12.73.

ЦНИИПИ Заказ 5807/59

Тираж 492 Подписное