Устройство для подводной разработки полезных ископаемых
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИКАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (») б19655 (Я) Дополнительное к авт. свих-ву (22) Заявлено 1.20874 (21) 2053482/22-03с присоединением заявки И (23) Приоритет (43) Опубликовано 150878.Бюллетень,яа30 (45} Дата опубликования описання 050778 (И) М. Кл.
Е 21 С 45/00
Е 02 T 3/88
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
{68) УДК 622.234.5 (088.8) {72) Авторы изобретения
Г.М. Лезгинцев, С.I0. Истошин и М.A. Белявский
Всесоюзный научно-исследовательский и проектноконструкторский институт золото-платиновой, алмазной и вольфрамо-молибдеяовой промышленности
Pl) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДВОДНОЙ РАЗРАБО1КИ
ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
Изобретение относится к машинам с шаговым типом передвижения и предназначено, преимущественно, для движения под водой по поверхности дна .с целью переноса добычных, раэведоч- о ных и транспортных средств при подводной разработке морских и океанических месторождений полезных ископаемых °
Известно устройство для подводкой !0 разработки полезных ископаемых, вклю-: чающее корпус, управляющую систему, опоры с емкостями и рабочий орган.
Обладая высокой маневренностью передвижения, известное устройство IS недостаточно устойчиво в продольной и поперечной относительно корпуса устройства плоскостях. Поэтому рабочий орган размещен в плоскости корпуса, что перспективно для использо- ао вания при разработке относительно глубоких пластов с прочными породами к требует большого числа заходок.
Прк добыче конкреций, например, залегающих только в поверхностном слое толщиной около 0,5 м, требуется большая точность в отработке поверхности и повышение эффективности разработки с отработкой одновременно возможно .большей поверхности.
Целью изобретения является повышение эффективности разработки.
Цель достигается тем, что корпус выполнен в виде шарнирно сочлененного многоугольника, а рабочий орган посредством траверсы установлен с возможностью перемещения вдоль корпуса, причем траверса снабжена шарнирно соединенными с ней каретками.
На фиг. 1 показано предлагаемое устройство1 яа фиг. 2 — схема опор с уравнительной системой; на фиг. 3— схема реализацик движения опор машины; на фиг. 4 — траектории перемещения машины по месторождению в плане.
Устройство содержит корпус 1 в виде шарнирно сочлененного многоугольника, например параллелограмма.
Корпус 1 выполнен нз звеньев аЬтао, СД и t3d соединенных между собой шарнирамн 21с воэможностью изменения углов между звеньямн посредством привода 3, например, в виде силовых цилиндров, шарнирно присоединенных к смежным звеньям н представляющих со" бой управляющую систему. Звенья корпуса 1 снабжены емкостями 4, которые могут быть расположены по две емкости в каких-либо двух параллельных звень ях. например 0Ъ и Сс1,илн в каждом
619655
ЗО звене по одной емкости. Корпус 1 опирается на регулируемые по высоте силовые цилиндры 5. Для установки инструмента и механизмов при выполнении добычных, геолого-разведочных, исследовательских и другйх работ на корпусе — параллелограмме монтируется траверса б, шарнирно присоединенная к кареткам 7, установленным на взаимно параллельных звеньях С1Ь u Cd корпуса. В свою очередь, на ранерсе 6 с возможностью перемещения расположен рабочий орган 8, например, со шнековым рыхлителем 9 и гидротранспортным органом 10. Рабочий орган 8 шлангокабелем 11 связан с судном 15 обеспечения 12.
Передвижение устройства произво- дится следующим образом.
На фиг. 3 показаны последовательные операции для одного цикла эашагивания. На звеньях Ab u Cd кружками показаны емкости-плавучести (черные в момент с отрицательной плавучестью; белые н момент с положительной плавучестью).
В положении I устройство стоит на всех четырех опорах на грунте, затем в емкостях у опор b u d создают положительную плавучесть (положение11).
Изменение углов между. звеньями посредством привода происходит так: звенья аЪ,Ъд u Cd перемещают на заданный угол в заданном напранлении при положительной плавучести в емкостях у опор 5 и О (положение П1 ) .
После достижения заданного расположения н емкостях у опор Ь u d создают отрицательную плавучестЫ машина опорами Ь и d устанавливается на грунт в. новом положении 1V, Возможные варианты изменения тра- 40 ектории.точного сканирования поверх-, ности месторождения показаны на фиг. 4.
Устройство работает следующим образом. 45
Рабочий орган 8, перемещаясь по звеньям корпуса 1, обрабатывает площадь месторождения и гидротранспортным органом 10 по шлангокабелю выдает добытый материал на судно обес- 50 печения 12. Для перемещения машины в новое положение через управляющую систему с подводящими и отводящими трубопроводами сжатый воздух, поступающий с судна обеспечения, например, по шлангокабелю 11 или от баллонов сжатого воздуха, подается н две емкости 4, например у опор Ь и с! . Емкости 4 могут быть герметичными с перекачкой замкнутого объема воздуха и открытыми снизу. При вы60 теснении необходимого объема воды сжатым воздухом создается положитель. ная плавучесть у опор, которые всплывают над дном на необходимую вьсоту. Приводом 3 между звеньями изменяется угол и при выпуске иэ емкостей 4 воздуха создается под действием собственного веса машины отрицательная плавучесть; опоры опускаются на грунт. Повторением тех же операций с остальными опорами машина перемещается н заданном направлении.
Корпус 1 ныполнен.н виде шарнирного параллелограмма и звенья дС, bd и траверса б всегда взаимно параллельны, что дает возможность изменять углы для передвижения машины,.не нарушая целостности всей конструкции.
Для работы машины на неровной поверхно=ти дна предусмотрена компенсирующая система регулируемых по высоте опор, выполненных, например, в виде силовых цилиндров 5 на опорах сх,Ь и С,д напорные плоскости которых замкнуты трубопроводами на гидропневмоаккумулятор.
При подъеме опор b u d давление в напорных полостях опор af и с возра=тает. Поэтому штоки цилиндров опор b и С выдвигаются до упора вниз.
При создании отрицательной плавучести опоры b и с(опускаются. В момент соприкосновения одной из опор с грунтом шток силового цилиндра вдвигается, вся машина постепенно садится на грунт до тех пор, пока опора не установится на грунте дна и давление во всех силовых цилиндрах не выравняется. Наличие саморегулиРуемых опор позволяет исключать деформацию шарнирного параллелограмма.
Машина, заняв новое положение, отрабатынает новую площадь месторождения.
Формула изобретения
1. Устройство для подводной разработки полезных ископаемых, включающее корпус, управляющую систему, опоры с емкостями и рабочий орган, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью,повышения эффективности разработки,, корпус выполнен в виде шарнирно сочлененного многоугольника, а рабочий орган посредством траверсы установлен с возможностью перемещения вдоль корпуса.
2. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что траверса снабжена шарнирно соединенными с ней каретками.
619655 и, с,а с а, ФМа 4
Составитель Л.Певцова
Текред О.Андрейко Корректор С.Гарасиняк
Редактор Н.Корченко
Филиал ППП Патент, r.Óæãoðîä, ул.Проектная,4
Эаказ 4399/30 Тираж 734- Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5