Способ селективного подбора радиально-упорных шариковых подшипников в дуплекс-пары
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е пцв етов
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 06,07.76 (21) 2386047/25-27 с присоединением заявки хГ (51) М. Кл
16 С 43/00 (23) Приоритет (43) Опубликовано15.08.78.БюллетЕнь №30 (53) УДК 621.822.8
Государственный комитет
Совета й1инистров СССР по делам изооретеннй н открытий (О" .P ) (45) Дата опубликования описания 11.007Ь (72) Автор изобретения
Ф. Л. Копелев (71) Заявитель
Украинский научно-исследовательский институт станков и инструментов (54) СПОСОБ СЕЛЕКТИВНОГО ПОДБОРА
РАДИАЛЬНО-УПОРНЫХ ШАРИКОВЫХ
ПОДШИПНИКОВ В ДУПЛЕКС-ПАРЫ
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении и монтаже точных радиальноупорных подшипников.
Известен способ селективного подбора радиально-упорных шариковых подшипников в дуплекс-пары, заключающийся в определении величины биения оси вращения внутренних колец относительно неподвижных на- ружных колец с одновременным определением углового положения большой оси овальности в каждом из спариваемых подшипников (1) .
Однако известный способ не обеспечивает требуемой точности при сборке подшипников. Так как в действительности точность спаренного подшипника не связана непосредственно с величиной радиального биения внутренних колец, измеренной по ГОСТ 520 — 71, и верхние точки этого биения не могут служить ориентиром для взаимного расположения спариваемых подшип ников.
Цель изобретения — повышение точности спаренных подшипников.
Для этого перед спариванием предлагаемым способом берут подшипники с одинаковой величиной биения оси вращения, а спаривают подшипники, располагая большие оси их овальностей взаимно перпендикулярно.
На чертеже изображена схема спаривания подшипников по данным расположения больших осей систематической овальности.
Предлагаемый способ состоит из следующих основных операций: проверка каждого из сп риваемых подшипников на устройстве; обработка данных этой проверки в виде перфорированной ленты на электронно-вычислительной машине с получением величины биения оси вращения и направления угла большой оси систематической овальности, которая маркируется на подшипниках; селективный подбор пар с примерно одинаковой величиной радиального биения; сборка дуплекс-пар с ориентировкой нанесенной маркировки так, чтобы марки оказались на расчетном угловом расстоянии, например на расстоянии 90 .
На чертеже схематически изображен по,тшинник с разметкой для реализации предлагаемого способа, где 1 — маркировка ти25 па подшипника, служащая ориентиром для
619709.
Составитель И. Басова
Текред О.,г1уговая Корректор Д. Мельниченко
Тираж 1198 Подписное
Редактор И.Марголис
Заказ 4476/33
1(НИИГ1И Государственного комитета Совета Министров ССС( по делам изобретений и открытий
П 3035, Москва, Ж 35, Раугнскаи ll lo., д. 4/5
Филиал flIIH «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 измерения на устройство биения оси вращения внутреннего кольца и направлением большой оси систематической овальности;
2 — марка, нанесенная на подшипнике но данным величины угла, определяемым электронно-вычислительной машиной; 3 положение такой же марки второго подшипника при спаривании в дуплекс-пару.
Технико-эконом ическая эффекти вность предлагаемого спосо а заключается в том, что, будучи основанным на проведенных исследованиях с применением методов математической статистики, QH обеспечивает регулярное и надежное управляемое повышение точности спариваемого подшипника, в свою очередь повышающего точность вращения вала, например, шпинделя прецизионного металлорежущего станка, смонтированного на собранных в дуплекс-пары радиа1bно-упорных подшипниках.
Фор,иула изобретения
Способ селективного подбора радиальноупорных шариковых подшипников в дуплекс-пары, заключающийся в определении величины биения оси врагцения внутренних колец относительно неподвижных наружных колец с одновременным определением углового положения большой оси овальности в каждом из сп; риваемых подшипников, отличаюи4ийся тем, что, с целью повышения точности спаренных подшипников, перед спарпванием берут подшипники с одинаковой величиной биения оси вращения, а спаривают подшипники, располагая большие оси их овальностей взаимно перпендикулярно.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Бонч-Осмоловский М. А., Набатов В. Ф.
Методы оптимального комплектования (103,шипников.М., 1965.