Перепускной клапан
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Оп ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик (11) 619748
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено01.04.76 (21) 2341365/25-11 с присоединением заявки №(23) Приоритет— (43) Опубликовано15.08.78.Бюллетень №30 (45) Дата опубликования описания Q4. %.73
2 (51) М. Кл
16 К 1/54
В 60 К 17/10
Государственный комитет
Совета Министров СССР
Ао делам изооретеннй и открытий (53) УДК 62-331 (088.8) В. Е. Борейшо, С. Л. Кустанович, A. Л. Бобровничий (72) Авторы изобретения и И. Г. Вальцман (71) Заявитель (54) ПЕРЕПУСКНОЙ КЛАПАН
Изобретение относится к тракторостроению и может найти применение в гидравлических системах тракторов.
Известен перепускной клапан, состоящий из подпружиненного запорного элемента, взаимодействующего с седлом и имеющего направляющую расточку в корпусе клапана (!).
Недостатком такого клапана является сложная конструкция его запорного элемента и невысокая надежность в раооте. Клапан имеет несколько направляющих посадочных поверхностей значительной площади, требующих точного изготовления.
Известен также перепускной клапан, состоящий из корпуса, с выполненной в нем направляющей расточкой и подпружиненного запорного элемента, взаимодействующего с седлом, образующий корпусом и седлом, корпусом и запорным элементом со стороны пружины и седлом и запорным элементом со стороны, противолежащей пружине, три рабочие полости, первая из которых соединена с напорной магистралью насоса, вторая— с каналом управления, а третья — с баком (2).
Недостатком такого клапана является то, что стержень клапана в процессе работы устанавливается неконцелтрично отверстию и перекашивается лод действием гидродинамической силы его тока, что приводит к нестабильности рабочих параметров системы.
Целью изобретения является обеспечение релейного закона перемещения запорного
5 элемента клапана, упрощение его конструкции, повышение надежности.
Это достигается тем, что в предлагаемом клапане в стенке направляющей расточки выполнены профилированные пазы переменной площади сечения с увеличением упомянутой плошади в направлении посадки запорного элемента на седло, прл этом запорный элемент выполнен в виде шарика.
На фиг. 1 изображен описываемый клапан, положение при открытом канале унравления; на фиг. 2 — .то же, случай частичного перекрытия канала управления.
Перепускной клапан состоит из запорного элемента, выполненного в виде и арика и установленного в направляющей расточке
2, и корпуса 3. Шарик 1 поджат пружиной
4 к седлу 5. В стенке направляющей расточки 2 выполнены профилированные пазы
6 и 7, причем пазы 7 выполнены с большим ло сравнению с пазами 6 проходным
619743
Рабочая по.1ость А образованная корll .сом 3 II сед.1ом 5, соединена с напорной магистральк> 8, а магистралью 9 через гидравлический распределитель (например, позиционный регулятор) с исполнительным ме- 5 ханизмом 1например, силовым цилиндром механизма навески).
Рабочая полость Б, образованная корп ом 3 и шариком 1 со стороны пружины 4, соединена с каналом 10 управления, про10 ходное сечение которого изменяется посредс. вом управляемого дросселя 11, например, золотником позиционного регулятора, связанного с позиционным датчиком положения механизма навески трактора.
Клапан 12, соединенный с полостью Б магистралью 13, предохраняет гидросистему от перегрузок.
Рабочая полость В,образованная седлом
5 и шариком 1 со стороны, противолежащей пружине 4, соединена магистралью 14 с баком 15.
Перепускной клапан работает следующим образом.
При открытом канале управления часть рабочей жидкости из полости А через пазы 6 и 7 между шариком 1 и корпусом 3 клапана проходит в полость Б и далее на слив в бак 15. При этом из-за потерь в пазах 6 и 7 давление в полости A больше, чем в полости Б. Этот перепад давления, действуя на запорный элемент 1 со стороны полости А, преодолевает усилие пружины 4 и открывает доступ основной части потока рабочей жидкости из полости А в полость В на слив, и гидросистема работает в холостом режиме. Длина пазов 7 большего сечения подобрана такой, что при холостом режиме работы гидросистемы горизонтальная ось шарика 1 располагается выше кромок 16 пазов 7.
Медленное перекрытие канала управления дросселем 11 (например, золотником позиционного регулятора, связанного с по- 40 зиционным датчиком положения механизма навески трактора) за счет угечек рабочей жидкости из цилиндра вызывает увеличение давления в канале управления и в полости Б.
Шарик 1, следя за перекрытием канала уп45 равления, под действием пружины 4 и возрастаюшего давления в полости Б движется к седлу 5. В момент, когда горизонтальная ось шарика 1 опустится ниже кромок.
16 пазов 7, резко изменяется перс.1ад давления между полостями А и Б, и шарик I под действием пружины 4 садится на седло 5, минуя равновесный (дроссельный) режим при еще частично открытом канале управления (фиг. 2).
Возникшее в системе рабочее давле . е по магистрали 9 через гидравлический распределитель (например, позиционный регулятор) поступает к исполнительному механизму (например, силовому цилиндру механизма навески), который открывает канал управления, например, за счет связи датчика положения механизма навески с золотником позиционного регулятора, и переводит гидросистему на работу в холостом режиме.
Таким образом, запорный элемент перепускного клапана перемещается по релейному закону в момент прохождения через разделяющую кромку профилированных пазов переменного сечения при частичном персяр1.iтии канала управления.
Формула изобретения
Перепускной клапан, состоя ций из корпуса с выполненной в нем направляющей расточкой и подпружиненного запорного элемента, взаимодействующего с седлом, и образующий корпусом и седлом, корпусом и запорным элементом со стороны пружины и седлом и запорным элементом со стороны, противолежащей пружине, три рабочие полости, первая из которых соединена с напорной магистралью насоса, вторая — с каналом управления, а третья — с баком, отличающийся тем, что, с целью обеспечения релейного закона перемещения запорного элемента, упрошения его конструкции, повышения надежности, в стенке направляющей расточки выполнены профилированные пазы переменной площади сечения с увеличением упомянутой площади в направлении посадки запорного элемента на седло, при этом запорный элемент выполнен в виде шарика.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Фрумкис И. Ф. «Гидравлическое оборудование тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин». М., «Колос», 1971, с. 101.
2. Авторское свидетельство СССР
Ко 299395, кл. В 60 Т !5/00, 1969.
619743
Фиг !
Составитель В. Калмыков
Текрел О. Луговаи Корректор A. Власенко
Тираж 1! 98 1!одписное
Рстактор Л. Батанова
Заказ 4477,34 (!НИИПИ Г<и ларс венного комитета (совс га Министров СССР по аслам изобретений и открытий
113035. Москва, Ж-35, Ра шск га наб. л. 4.5
Филиал 11ПП «Патсн », г. Ум горок, ул. 11роект наи,