Носовой радиопрозрачный обтекатель самолета
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О "П- И C--А Н И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
< 0620162 беюз Советских
Седлал истичесхих
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (51) М. Кл.
Н 01Q 1/42 (22) Заявлено 24.01.74 (21) 1994461/18-09 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.09.82. Бюллетень № 36 (45) Дата опубликования описания 30.09.82
Государстееииый комитет
СССР ло делам иэобретеиий и открытий (53) УДК 621.396.677. .859(088.8) (72) Авторы изобретения
3. П. Койфман, И. Г. Сентюрихин, В. П. Ларионов, В. Г. Агапов, В. М. Брехов, P. А. Громова, Ю. И. Буйвол-Кот, Б. Г, Цыбаев, И. И. Цифринович и С. А. Плоткин (71) Заявитель (54) НОСОВОЙ РАДИО ПРОЗ РАЧ Н ЫЙ ОБТЕКАТЕЛЬ
САМОЛЕТА
Изобретение относится к радиотехнике, в частности к обтекателям, закрывающим антенны самолетных локаторов и имеющим молниезащитные устройства и встроенные антенны радиоаппаратуры. 5
Антенны локаторов на летательных àïïàратах защищаются прозрачными для их излучения обтекателями аэродинамической формы.
Известны носовые обтекатели антенн са- )0 молета, содержащие молниеотводы (1).
Наиболее близким техническим решением к данному изобретению является устройство, содержащее диэлектрический корпус и токопроводящий стыковочный шпангоут с 15 молниапроводами. Размещение антенн в обтакателе позволяет получить необходимые диаграммы направленности без ухудшения аэродинамики самолета (2), Такие антенны должны размещаться ме- 20 йду шинами на достаточном удалении от них, в результате чего шины не затеняют и не экранируют антенны:
Однако в этом случае вероятность уда= ров молнии между шинами в углубленные 25 на толщину диэлектрика антенны значительно возрастает даже при значительной высоте шин, а токи молнии, проходящие через диэлектрик, вызывают разрушение последнего и повреждение антенн. 30
Цель изобретения — повышение молниезащиты обтекателя и находящихся внутри обтекателя устройств.
С этой целью антенны системы посадки выполнены в виде щелей, прорезанных в шпангоуте, причем длинная сторона щели перпендикулярна к продольной оси обтекателя.
На фиг. 1 показан предлагаемый обтекатель, общий вид; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг, 1; на фиг. 3 — разрез Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез  — В на фиг. 1; на фиг. 5 — характеристика направленности антенны.
На внешней поверхности диэлектрическо. го корпуса 1 обтекаталя закреплены на= кладки 2 из токопроводящего материала, например латунного листа, отформованныв по поверхности корпуса обтекателя H аакрепленные на последнем. В накладких 2 находятся, например, Л -образные ребра
3, являющиеся основными молниепроводами, воспринимающими большинство ударов молнии и отводящими их к токопроводяще= му шпангоуту 4 и корпусу самолета:
Между ребрами 3 в накладках 2 имеют= ся щели 5 (щелевые антенны радиоаппаратуры системы посадки). Кроме того, в накладках 2 для уменьшения их веса и обеспечения возможности нормальной работы
620162 антенны радиолокатора (на чертеже не показан) выполнены окна 6 и 7. Между щелевыми антеннами и окнами находятся перемычки 8. Между накладками 2 имеются искровые промежутки 9, которые образуются, например, вкладышами 10 в Л -образных ребрах 3. Искровые промежутки изолируют накладки одна от другой, но не препятствуют прохождению токов молнии.
При такой конструкции обтекателя наиболее вероятны удары молнии в ребра 3 накладок 2, а удары в перемычки менее вероятны и не опасны, так как щели 5 антенн в этом случае не повреждаются, а ток молнии через корпус 1 внутрь обтекателя не проходит и не разрушает его. Ожоги и даже прожоги отверстий в накладках не выводят из строя и практически не ухудшают работу молниезащитного устройства и антенн. Вероятность же удара молнии через 20 диэлектрик корпуса 1 мимо токопроводящих накладок 2 в удаленные металлические части самолета близка к нулю.
В случае необходимости размещения в обтекателе антенн нескольких диапазонов 25 в качестве таких щелевых антенн могут использоваться и другие вырезы, например окна 6 и 7.
При обеспечении требуемой радиопрозрачности обтекателя его молниезащищен- 30 ф ность близка к 1ОО /, при этом встроенные в обтекатель антенны, используемые для совместной работы с аппаратурой посадки, обеспечивают необходимые параметры.
Формула изобретения
Носовой радиопрозрачный обтекатель самолета, состоящий из диэлектрического корпуса и токопроводящего стыковочного шпангоута с продольными молниепроводами и содержащий антенны радиолокатора и радиоаппаратуры системы посадки, о тличающийся тем, что, с целью повышения молниезащиты обтекателя и находящихся внутри обтекателя устройств, антенны системы посадки выполнены в виде щелей, прорезанных в шпангоуте, причем длинная сторона щели перпендикулярна к продольной оси обтекателя.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Пригода Б. А., Кокунько В. С. Обтекатели антенн летательных аппаратов, M.: Машиностроение, 1970, с. 141.
2. Патент США Ию 2982494, кл. 244-1, опублик. 02.05.61, дополнение М 25417 от
16.07.63.
620162
1Ю у
Уи.5
Редактор М. Кузнецова Техред А. Камышникова Корректор Л. Слепая
Заказ 1184/8 Изд, ¹ 211 Тираж 629 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, %-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2