Упорный подшипник турбомашины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
и
ИЗОБРЕТЕНЖя
Союз Советскик
Социалистических
Республик (11)620641
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 16)36.76 (21) 2374735/24-06 с присоединением заявки № (23) Приоритет— (43) Опубликовано 250878. Бюллетень № 31 (45) Дата опубликования описания 170778 (51) М. Кл.
Г 01 D 25/16
Г16 С 17/06 с
Государственный комитет
Совета Министров СССР но делам. изобретений и открытий (53) УДК 621. 515 ..
:621.822.2 (088.8) (72) Авторы изобретения
И.С.Юрченко, Б.Я. Герасимов, Л.A.Çàõàðoâà и Б.Ф.Косаротов
Ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени невский машиностроительный завод им. В.И.Ленина и Центральный, научно-исследов ательск ий и проект но-к онс TpvK торск ий котлотурбинный институт им. И.И.Ползунова (71) Заявители (54) УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК ТУРБОМАШИНЫ
Изобретение относится к турбомашиностроению и касается конструкции упорных подшипников скольжения турбомашин, в частности, для восприятия высоких нагрузок при пусках и остановках.
Известен упорный подшипник, содержащий вал с упорным диском, по обе стороны которого размешены сегментные упорные колодки l.1) .
Однако так ой подшипник хара к теризуется повышенным расходом смазки и неустойчивостью вращения вала.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и дос тигаемому результату является упорный подшипник турбомашины, содержащий вал с упорным диском, по обе стороны которого на подкладных полукольцах размещены сегментные колодки со штуцерами, имеющими каналы для подвода масла к колодкам (21 .
Недостатком этого подшипника является малая несущая способность °
Целью изобретения является повышение несущей способности подшипника, в частности, на режимах пуска и остановки турбомашины °
Это достигается тем, что в полукольцах выполненны полости, соединенные тройником, подклю енным к источнику масла высокого давления, и связанные с каналами штуцеров, которые выполнены с кольцевыми проточками и закреплены в полукольцах жестко, а в колодках — при помощи упругих колец, ра змещен ных в кольцевых проточках .
На фиг.1 изображен предлагаемый упорный подшипник, продольный разрез на фиг,2 — сечение А — A фиг. 1.
Описываемый подшипник содержит вал
1 с упорным диском 2, по обе стороны которого на подкладных полукольцах
3-6 размещены сегментные колодки 7 со штуцерами 8, имеющими каналы 9 для подвода масла к колодкам 7. В полукольцах 5 и 6 выполнены полости 10 и 11, соединенные тройником 12, подключенным одной из сторон 13 к источнику масла высокого давления (на чертеже не пс>казан). Полости 10 и 11 связаны с каналами 9 штуцеров 8, а последние выполнены с кольцевыми проточками 14, в которых размещены упругие кольца 15, и жестко закреплены в полукольцах.
При включении подшипника в работу к нему подводят смазку от системы смазки турбомашины(место подвода смазки не указано),а в полости 10 и 11
620641
Формула изобретения
Фие.1 полуколец 5 и 6, кроме того, подводят смазку высокого давления, например, от системы уплотнения вала турбомашийы, в которой величина давления поддерживается в зависимости от величины давления газа на входе в турбомашину, то есть прямо пропорциональной величине осевого усилия, воспринимаемого колодками 7. Под действием высокого давления смазки, поступающей под колодки 7, диск 2 отжимается от колодок и пуск турбомашины, а также оста- )О новка с повышенными нагрузками на колодки происходит без износа .поверхностей скольжения колодок. При этом, благодаря тому,. что штуцеры 8 установлены в колодках 7 и герметизирова- 15 ны упругими кольцами 15,смазка высокого давления протекает на всех режимах работы подшипника только через рабочий зазор между колодками и диском, что сокращает расход смазки. 20
Наличие полостей 10 и 11 и тройника 12 в полукольцах 5 и 6 избавляет от необходимости выполнения в корпусе турбомашины каналов для подвода смазки высокого давления в каждую из коло- 6 док 7.
Экономический эффект от внедрения изобретения на турбомашинах с консольными расположением рабочего колеса, состоит в экономии средств в результате устранения простоев турбомашины, связанных с необходимостью выполнения в их корпусах каналов для подвода смазки высокого давления к штуцерам колодок, а также в сокращении расхода смазки высокого давления, Упорный подшипник турбомашины, содержащий вал с упорным диском, по обе стороны которого на .подкладных полукольцах размещены сегментные колодки со штуцерами, имеющими каналы для подвода масла к колодкам, отличающийся тем, что, с целью повышения несущей способности подшипника, в полукольцах выполнены полости, соединенные тройником, подключенным к источнику масла высокого давления, и связанные о каналами штуцеров, которые выполнены с кольцевыми проточками и закреплены в полукольцах жестко,а в колодках при помощи упругих колец, размещенных в кольцевых проточках °
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авторское свидетельство СССР
М 224964, кл, 16 С 17/04, 1961.
2. Авторское свидетельство СССР
М 336438, кл. F 16 С 17/16, 1972.
Филиал ППП Патент, Ужгород,ул.Проектная,4