Подшипник скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Соаетскнк
Соцналнстнчесинх
Республик (11) 620702 (6l) Дополнительное к авт. свид-ву(5l) М. Кл. (22) Заявлено 161276 (21) 2430555/25-27
2432907/25-27 с присоединением заявки РЙ 16 С 17/02
Государственный комитет, Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет (43) Опубликовано250878. Бюллетень % 31 (45) Дата опубликования описания 0607,78 (53) УДК 6:1.822.5 (088.8) (72) Авторы изобретения
Л.В.Скворцов и С.B Êoíäðàòþê
Московское ордена Ленина и ордена Трудового Красного
Знамени высшее техническое училище им. Н.Э;Баумана (71) Заявитель (54) ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в высокоскоростных тяжелонагруженных опорах различных механизмов и машин.
Известен подшипник скольжения, имеющий симметричную рабочую поверхность, состоящую из участков с различными радиусами кривизны, центры которых расположены на одной линии, перпендикулярной к плоскости симметрии, при этом участки с большим радиусом ðàñположены смежно плоскости симметрии, а участок с меньшим радиусом — между участками с большим радиусом симметрично линии центров радиусов.
Известный подшипник имеет недостаточно высокую несущую способность из-за недостаточной протяженности масляного слоя;
Целью изобретения является повышение несущей способности благодаря большей протяженности несущего масляного слоя за счет особого профилирования рабочей поверхности.
Это обеспечивается тем, что участок рабочей поверхности с меньшим радиусом кривизны расположен смежно плоскости симметрии.
Участок рабочей поверхности с меньшим радиусом кривизны может быть выполнен концентричным и сопряжен с участком рабочей поверхностн, имеющим больший радиус кривизны, в точке пересечения его с линией центров радиусов.
Рабочая поверхность может быть выполнена с радиусом. кривизны, монотонно изменяющимся между линиями пересечения ее с плоскостью симметрии.
На фиг. 1 изображен подшипник скольжения с концентричным участком рабочей поверхности, имеющим меньший радиус, чем эксцентричные участки; на фиг. 2 — подшипник скольжения с монотонноиэменяющимся радиусом кривизны рабочей поверхности.
Подшипник скольжения имеет симметричную рабочую поверхность, состоящую иэ участков 1 с большим радиусом кривизны и участков 2 с меньшим радиусом кривизны; центры которых расположены на одной линии 3, перпендикулярной к плоскости симметрии 4 .
При этом участки 1 и 2 расположены смежно плоскости симметрии 4 и сопряжены друг с другом.
620702
Участок 2 рабочей поверхности с меньшим радиусом выполнен концентричным и может сопрягаться с участком 1 в точке пересечения его с линией центров радиусов 3 (точки A и Б).
Рабочая поверхность может быть выполнена с радиусом кривизны, монотонно изменяющимся между линиями пересечения ее с плоскостью симметрии
4, т.е. между точками В и Г, например, увеличивающимся от точки Г к точке В.
Расстояние E между центрами радиусов участков 1, имеющих одинаковую кривизну, не превышает половины вели- д чины этого радиуса кривизны. Величина радиуса кривизны в точках и и Б может меняться скачкообразно.
При работе подшипника вследствие особого профиля рабочей поверхности начало одной из конфузорных частей зазора находится в месте наибольшего зазора на линии 3 в верхней половине подшипника, а конец — в зоне наименьшего зазора вблизи линии 3 в нижьей половине подшипника, что обеспечивает большую протяженность несущего масляного слоя, а, значит, высокую несущую способность подшипника.
Кроме того, подшипник благодаря развитому несущему масляному слою обладает высокой устойчивостью к автоколебаниям.
Формула изобретения
1. Подшипник скольжения, имеющий симметричную рабочую поверхность, состоящую из участков с различными радиусами кривизны, центры которых расположены на одной линии, перпендикулярной к плоскости симметрии, а участок с большим радиусом которой расположен смежно плоскости симметрии, отличающийся тем, что, с целью повышения несущей способности, участок рабочей поверхности с меньшим радиусом кривизны расположен смежно плоскости симметрии.
2. Подшипник скольжения по п. 1, отличающийся тем, что участок рабо чей поверхности с меньшим радиусом кривизны выполнен концентричным и сопряжен с участком рабочей поверхности, имеющим больший радиус кривизны, в точке пересечения его с линией центров радиусов.
3. Подшипник скольжения по п. 1, отличающийся тем, что рабочая поверхность выполнена с радиусом кривизны, монотонно изменяющимся между линиями пересечения ее с плоскостью симметрии.
620702
Составитель И.Крылова
Техред A.Богдан:
Редактор Л.Народная
Корректор A Власенко
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Закаэ 4626/30 Тираж 1198 Подписное
ЦИИИПИ,Государственного комитета Совета Министров СССР по делам иэобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб, д. 4/5.