Электрическая машина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Класс И 02k; 21дт, 55, ЛЬ 62072

СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

П. А. Фридкин

ЭЛ ЕКТРИЧ ЕСКАЯ МАНКИНА

Заявлено 3 апреля 1940 г, за No 302163/31753 в Народный когаиссариат элсктропроъгвппленности СССР с присоединением заявки М 34191

Опубликовано в бюллетене «Изобретения, прогаы пленные образны и товарные знаки» Ка 7 за 1966 г.

Известны электрические машины, в которых охлаждающий воздух подается к средней части пакета статора, а затем разветвляется и направляется аксиально к торцам, т. е. в противоположные стороны.

Предлагаемая электрическая машина отличается от известных тем, что статорный пакет снабжен в средней части отверстиями для входа охлаждающего воздуха в аксиальпые каналы, имеющиеся в статорном пакете и направляющие воздух от спинки статора к лобовым частям обмотки. Для образования этих отверстий статорный пакет выполнен с вырубками на неактивной части и снабжен у аксиальных каналов радиальными вырубками, образующими аксиальные щели, через которые воздух попадает со спинки статора в аксиальные каналы. Машина отличается и тем, что узкие щели вырубок статорного пакета частично закрыты по концам статора полосами из стали или иного материала так, что остается открытой для входа воздуха только средняя часть всей длины каждой щели, которые против вентиляционных отверстий выполнены расширенными в направлении к средней части пакета, в машине аксиальные каналы образованы желобами на спинке статора, прикрытыми наложенными на спинку статора стальными листами, имеющими клиновидные отверстия.

Кроме того, машина отличается тем, что вся длина пакета электротехнической стали статора разделена стенками станины, перпендикулярными оси машины, на несколько (преимущественно нечетное число) отсеков, снабженных, начиная от крайнего, через один, отверстиями для входа холодного воздуха в эти отсеки, в каждом из которых воздушный поток разбивается на отдельные мелкие струи, направленные в противоположные стороны по аксиальным каналам статорного пакета. Это обеспечивает более простую конструкцию электрической машины.,¹ 62072

На фиг. 1 изображена отдельная вырубка пакета; на фиг. 2— другая вырубка, получающаяся из первой посредством обрубки части спинки вырубки, изображенной на фиг. 1; па фиг. 3 — пакет в разрезе; II>I фиг. 4 — желоб; па фиг. 5 — кривая температурных перепадов вдоль длины машины (а) и кривая осевой скорости и расхода воздуха

-1ерез каналы (в); на фиг. 6 — вырубка, в которой каждый вентиляционный паз прорезан в радиальном направлении узкой щелью; на фиг. 7 — статорный пакет в плане; на фиг. 8 — то же, что и на фиг. 7, но часть длины щелей статорного пакета перекрыта полосами, примыкающими к стойкам станины; на фиг. 9 — вентиляция, в которой ширина щели плавно меняется от некоторого максимума в середине до нуля при подходе к стойкам станины; на фиг. 10, 11 и 12 — вентиляции д ln длинных машин в трех видах.

Вырубки (см. фиг. 2) располо>кены в середине пакета, они делят

ei.o»o ширине на две равные части, между которыми образуется желоб

1 по всей окруж1И>стп и дуге статора. Ширина желоба (см. фиг. 4) выбирается применительно к каждому заданному типу машины. Воздух для охлаждения маши11ы подается в ее станину через отверстие 2 13 0()шипке. Две стойки > станины, обшивка 4 и спинка 5 статорпого пакета образуют замкнутый объем для воздуха; таким образом, из станин..1 воздух может направляться только в >колоб 1 н отсюда раздвоенными и параллельными мелкими струями — в а ксиальные кана, 11,1 6 па кет 1 статора. Из аксиальных каналов воздух далее направляется только в ячейки 7 между па>кимными плитками и пакетом статора, откуда идет

:3 i1pocTp21icTBo, занимаемое лобовыми частями обмотки. Здесь, в кожухах, прикрывающих лобовые части машины, нсе мелкие струи воздуха соединяются в четыре потока, показан1 ые стрелками. Далее эти потоки воздуха, подогретого тепловыми потерями статора, направляютсВ к четырем выходам из машины через решетчатые закрытия, координаты которых выбираются рационально, применительно и ка>кдому данному типу машины. Эти же потоки отработавшего в статоре воздуха омывают еше перед свопм выходом нз машины роторные части машины — главным образом торцы.

Вся длина пакета статор11 (см. фиг. 10) разделяется стойками ll3!1 частей-отсеков. Свежий воздух подается через отверстия в обшивке станины, которые даны не и каждом отсеке, а через один отсек. Поданный II отсек 6 воздух устремляется в желоб 1-к центру пакета. Отсюда, разбившись IIH много струй (пх число равно удвоенному числу аксиальных вентиляционных каналов статора) воздух устремляется во взаимно противоположные стороны и выходит затем в отсеки. Отсюда отработанные в каналах, но продолжающие еще охлаждать спинку статора пОтОки Воздух>1 113iip28ënåoTñn к Бъ1ходам через решетчатъ|е закрытия, которые размещены на обшивке отсеков.

В ка>кдом из крайних отсеков, та ветвь воздуха, которая повораивает к лобовым частям обмотки, проходит в аксиальных каналах статора вдвое меньшую длину, чем аналогичные ветви воздуха в средних отсеках. Следовательно, эта ветвь воздуха обладает еще значительной теплопоглотительной способностью, которая как раз и необходима для снижения температуры лобовых частей выходящим из каналов воздухом. Отработавший на лобовых частях обмотки воздух имеет выход через решетчатые закрытия в щитах статора.

Таким образом, при работе машины мы получаем в станине чередующиеся отсеки свежего и отработавшего (теплого) воздуха.

Отличительные особенности выполнения вентиляции (см. фиг. 11) заключаются в следующем.

Все вырубки одни и те же, что упрощает их изготовление и их сборку v, пакет; температура лобовых частей обмотки меньше температуры пазовых частей обмотки, что делает работу обмотки более надежной.

Предмет изобретения

1. Электрическая машина, отличающаяся тем, что статорный пакет снабжен B средней части отверстиями для входа охлаждающего воздуха в аксиальные каналы, имеющиеся в статорном пакете и направляющие воздух от спинки статора к лобовым частям обмотки.

2. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что для образования указанных отверстий статорный пакет выполнен с вырубками на неактивной части образующими в средней части пакета по всей дуге статора желоб, на боковых стенках которого расположены входные отверстия аксиальных каналов.

3. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что статорный пакет снаб>кен у аксиальных каналов радиальными вырубками, образующими аксиальные щели.

4. Машина по п. 3, отличающаяся тем, что узкие щели вырубок статорного пакета частично закрыты по концам статора полосами нз стали или иного материала так, что остается открытой для входа воздуха средняя часть всей длины каждой и;ели.

5. Машина по п. 4, отличающаяся тем, что щели против вентиляционных отверстий выполнены расширенными в направлении к средней части пакета. б. Машина по п. 3, отличающаяся тем, что аксиальные каналы образованы желобами на спинке статора, прикрытыми стальными листьями, имеющими клиновидные отверстия.

7. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что вся длина пакета электротехнической стали статора разделена стенками станины, перпендикулярными оси машины, на несколько преимущественно нечетное число отсеков, снабженных, начиная от крайнего, через один. отверстиями для входа холодного воздуха в эти отсеки, в каждом из которых воздушный поток разбивается на отдельные мелкие струи, направленные в противоположные стороны по аксиальным каналам статорного пакета. № 62072

Рыг. /Z

Составитель Г. Осипова

Редактор Г. М. Печоров Техред А. А. Камышникова Корректоры: Г. Е. Опарина и

Г. П. Зимина

Заказ 3701/3 Формат бум, 70X108 /и Объем 0,7 изд. л.

Поди. к печ, 18/1 — 66 г. Тираж 150 Цена 5 коп.

ЦНИИПИ Государственного комитета по делам изобретений и открытий СССР

Москва, Центр, пр, Серова, д. 4

Типография, пр. Сапунова, 2