Карданная передача транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
цц 62I598
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН И Я
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕИЬСТВУ
Союз Советских
Сопиалистических
Республик (б1) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 28.03.77 (21) 2466537/27-11 с присоединением заявки № (51) М. Кл.
В 60К 17/22
Совета Министров СССР по делам изобретений н открытий (43) Опубликовано 30.08.78. Бюллетень № 32 (45) Дата опубликования описания 10.08.78 (53) УДК 629.113-585..862 (088.8) (72) Авторы изобретения
Б. А. Розенцвайг, В. С, Батыренко, Г. Е. Огий и Н. М. Гор шт ей н (71) Заявитель (54) КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
ГосУдаРственный комитет (23) Приоритет
Изобретение относится к трансмиссии транспортного средства, а именно к карданной передаче.
Известны карданные передачи, содержащие промежуточные опоры, подшипники качения, уплотнительные манжеты и валы, в которых внутренние обоймы подшипников посажены на шейки вала без зазора, на валах выполнены бурты и имеются гайки или стопор ные кольца, фиксирующие валы в осевом направлении относительно подшипников (1).
Отсутствие зазора в местах посадки подшипников промежуточной опоры на вал, а также наличие на валу упорных буртов приводит к тому, что осевое усилие, возникающее на карданном валу в шлицевом соединении при взаимном перемещении приводных валов и изменении длины карданного вала, воспринимается подшипниками промежуточной опоры и передается через тугую посадку и бурты на валу на подшипник и далее на корпус опоры и детали его крепления к раме.
Известна также карданная передача транспортного средства, содержащая ведущий и ведомый валы, соединенные друг с другом при помощи подвижного шлицевого соединения, причем один из валов установлен в промежуточной опоре, имеющей подшипники с внутренними и внешними обоймами (2).
В этой карданной передаче возможно снизить только динамическую составляющую осевого усилия, возникающего в шлицевом соединении вала, и поэтому она малоэффективна для повышения долговечности подшипников опоры. Кроме этого, фиксация вала в осевом направлении в подшипниках пе позволяет демонтировать вал бсз разборки карданной передачи.
Целью изобретения является повышение срока службы карданной передачи путем разгрузки вала от осевых усилий и облегчение демонтажа передачи.
Цель достигается тем, что ведомый вал установлен во внутренних обоймах подшипников промежуточной опоры с радиальным зазором, с возможностью осевого перемещения.
На чертеже схематично изображена карданная передача, общий вид в разрезе.
Промежуточная опора 1 карданной передачи, соединяющая ведущий 2 и ведомый 3 валы с помощью карданных валов 4 и 5 и подвижного шлицевого соединения б, состоит из корпуса 7, подшипников 8 и 9. Внутренняя полость корпуса опоры уплотняется
30 манжетами 10.
621598
Формула изобретения
/1 7 12
Составитель Н. Николаева
Техред О. Тюрина
Редактор А. Купрякова
Корректор Н. Федорова
Заказ 1507/3 Изд. № 588 Тираж 799
НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Типография, пр. Сапунова, 2
:Подшипники 8 и 9 имеют внешнюю 11, 12 и внутреннюю 13, 14 обоймы соответственно. Ведомый вал 3 установлен во внутренних обоймах 13 и 14 с радиальным зазором, с возможностью осевого перемещения, Также в этой передаче имеются приводные валы 15 и 16.
При взаимном перемещении приводных валов 15 и 16 в процессе работы изменяются расстояния между приводными валами и корпусом 7. Изменение расстояния компенсируется за счет перемещения в осевом направлении ведомого вала 3 в подшипниках
8 и 9 и манжетах 10 и относительного скольжения в шлицевом соединении 6 карданной передачи.
Так как карданная передача нагружена крутящим моментом в шлицевом соединении 6 при относительном скольжении вследствие трения в шлицах возникает осевая сила, действующая на вал 3 промежуточной опоры 1. Благодаря выполнению участка вала, расположенного во внутренних обоймах подшипников и уплотнительных манжетах опоры, гладкой цилиндрической формы и установке его в подшипниках с зазором, вал
3 свободно скользит в подшипниках 8 и 9 и манжетах 10, и осевая сила, приложенная к валу 3, не нагружает подшипники 8 и 9 и корпус 7 опоры, а воспринимается только приводными валами 15 и 16.
Кроме этого, выполнение вала гладким, без буртов и наличие зазора между валом и внутренними обоймами 13 и 14 подшипников позволяет заменить вал 3 при ремонте, 5 не разбирая карданные валы 4 и 5 и промежуточную опору 1.
Карданная передача транспортного средства, содержащая ведущий и ведомый валы, соединенные друг с другом при помощи подвижного шлицевого соединения, причем
15 один из валов установлен в промежуточной опоре, имеющей подшипники с внутренними и внешними обоймами, отличающаяся тем, что, с целью повышения срока службы карданной передачи путем разгрузки вала
20 от осевых сил и облегчения ее демонтажа, ведомый вал установлен во внутренних обоймах подшипников промежуточной опоры с радиальным зазором, с возможностью осевого перемещения.
25 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Автомобили СССР. Карданные передачи. Каталог-справочник. Ч 3, вып. 10.-ЗИЛ157К, КРАЗ-214. М., 1966.
30 2, Атоян К. М. Автобусы. M. Машиностроение, 1969, с. 135.