Червячный привод

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскик

Социалистических

Республик

/53

Государственный комитет

Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

Г. Г. Лапицкий, А. П. Савченко, В. Е. Гельман, М. К. Афанасьев и Н. Н. Корниенко (71) Заявитель Научно-производственное объединение «Киеварматура» (54) ЧЕРВЯЧНЫЙ ПРИВОД

Изобретение относится ас области трубопроводной арматуры, а именно к п риводам, содержащим, зубчатую (червячную) .передачу с устройством для ограничения;крутящего момента. 5

Известен че р вяч ный привод, в котором при увеличении усилия и осевого смещения червяка:происходит сжатие пружины и iBblбарка зазора.

Недостатком известного лри вода являет- 10 ся невозможность ограничения передаваемого крутя щего момента, так ка к при дальнейшем увеличении усилия происходит заклини ва ние механизма.

Известен также чер|вячный привод с 15 фрикционным устройством для ограничения крутящего момента, на валу которого размещен червяк, взаимодействующий с ф рикционным устройством полредством рычагов.

Однако рычаги в этом приводе не обеспечивапот динамичеакой ста|бильности,прижи ма фрикционных (IIQIBepxHQcòåé, уменьшая тем самым точность ограничения крутящепо момента и вызывая,динамичеакие лерегруэки в момент закрытия.

Цель изобретения — уменьшение динамичеаких перегрузок за счет повышения точности ограничения крутящего мюмента.

Для этого в предлагаемом червячном тэриводе на валу расположена втулка сбуртом,,на которой с возможностью вращения и осевого перемещения относительно нее установлен червяк, имеющий фрикционный торец, контактирующий с буртом, втулки, причем,на втулке размещен упругий элемент, например папсет лружи ны, поджимающий чер вяк.

Изобретение, поясняется чертежом.

Червячный при вод содержит червя к 1,,входящий .в зацепление с червячным колесом 2. Червяк 1,размещен на:втулке 8 с возможностью вращения и осевого перемеще ния относительно нее. У червяка 1 один торец 4 является фрикцион ным и контактирует с бу ртом 5,втулки 8, а оративоположный торец через опорный шарикоподшипник 6 lHîäæàò па кетам тарельчатых лружин

7 с помощью регули рово чной гайки 8. Втулка 8 íà внутрен ней поверхности имеет шлицы, входящие,в шлицы,вала 9. Вал 9 опирается с одной, стороны на улорный;кон ический подшилник 10, размещенный IB корпусе привода, а с другой — через втулку 11,на упорный лодшип ник 12. Между регулировочной гайкой 18, размещенной на втулке

11, и,гайкой 8 расположена пружина 14 сжатия. На расстоянии Л от торца гай)ки 8 установлен рычаг 15 микровыключателя, контакты которого аключены lB цепь магнитного пускателя или,контактора, выклю621935

Составитель А. Бирюкова

Текред О. Тюрина

Редактор О, 10ркова

Корректор И. Симкина

Заказ 511/760 Изд. № 579 Тираж 1198

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Я-35, Раушская наб., д, 4/5

Подписное

Тип. Харьк, фнл. пред. «Патент» чающего электродвигатель привода. Втулка

8 имеет, возможность осевого перемещения, определяемого зазором б между торцом втулки 8 и торцом втулки 11.

При работе привода с нагрузкой, не лревь|шающей предельную величину, устройство ра ботает следующим образом.

Под действием усиления тарельчатых пружин 7 чер вяк 1 авои м торцом 4 с фрикцио нной,поверхностью прижат к бурту втулки

8 и удерживается от проворота относительно;втулки 8. Крутящий момент вала 9 .передается через шлицевое соеди нение втулки

8 и червяк 1 червячному колесу 2. При этом втулка 8 с червяком 1, подшил ником б, тарельчатыми,пружинами 7, гайкой 8 находится,в,крайнем лево м положении, а усилие пдружины 14 сжатия компенсирует осевое усилие, возни кающее на чер вяке при передаче крутящего момента червячной,передачей.

При увеличении нагрузки и,крутящего момента в при воде выше номи1наль ного соо пвет ственно у1велич и вается,осевое усилие, действующее на червяк, Втулка 8 совместно с червяком 1, лодшиани ком б, пакетом тарельчатых пружин 7, гайкой 8 леремещается на шлицах вдоль вала 9 в крайнее 1правое положение, сжимая пружину 14 и выбирая зазоры б и Л. При зазоре о=О втулка 8 упирается в торец втулки 11, а при зазоре

Л=О ароисход ит леремещение рычага 15 и опключение электродвигателя.

При дальнейшем увеличении, крутящего момента увеличивается осевое усилие на червяке 1 и сжимает пакет тарельчатых пружин 7. Усилие пр ижатия фрикционных лове ржностей торца червяка 1 и,втулки 8 уменьшается, п1роисходит их,проскальзывание относительно друг друга, т. е. проворот червяка 1 относительно втулки 8.

Червячная передача не,передает крутя10 щий момент — устройство сработало. Для уменьшения крутящего, момента л ри лерегруз ках зазор Л может быть установлен на определенную, величину меньше зазора б так, что при увеличении крутя щего момента

15 выше предельного сначала происходит отключение элект|родвигателя (при Л = О), а потом проокальзывание фрикционных поверхностей (при б = О).

20 Формула изобретения

Червячный при вод трубоп ро водной арматуры, на валу которого установлены червяк и фр икцион ное устройство, от лич а25 ю шийся тем, что, с целью уменьшения динамических перегрузок, на валу,расположена, втулка Ic буртом, на котор ой с возможностью вращения и осевого перемещения относительно |нее установлен червяк, 30 имеющий ф ри кционный торец, контактирующий с буртом втулки, лричем,на втулке размещен упругий элемент, напри мер лакет пружин, поджимающий чер вяк.