Шатунный подшипниковый узел малолитражных двигателей внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е (B23022
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (б1) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено23,12.76 (21) 2432892/25-27 с присоединением заявки №(23) Приоритет (43) Опубликовано 05.09.78|юллетень № 33 (51) М. Кл
1- 16 С 9/04! осударственный комитет
Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытий (53) УДК 621.822,7 (088.8) (45) Дата опубликования описания7Ч.03.73. (72) Автор изобретения
В. И, Панин
Всесоюзный научно-исследовательский, конструкторский и технологический институт мотоциклов и малолитражных бензиновых двигателей (71) Заявитель (54) ШАТУННЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ МАЛОЛИТРАЖНЪ|Х
ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к малолитражным двигателям внутреннего сгорания (ДВС), в которых применяется сборный коленчатый вал, например с игольчатыми шатунными подшипниками.
Известен шатунный подшипниковый узел малолитражных ДВС, содержащий коленчатый вал и подшипник качения, внутреннее кольцо которого выполнено в виде полого кривошипного пальца, закрепленного в щеках коленчатого вала, а наружное кольцо— в виде кривошипной головки шатуна (! 1.
Наиболее характерным видом разрушения шатунных подшипников малолитражных ДВС является усталостное выкрашивание (питтинг) беговых дорожек колец в зонах действия наибольших нагрузок.
Целью изобретения является снижение контактных напряжений в зоне действия наибольших нагрузок на шатунный подшипник и повышение его долговечности.
Указанная цель достигается тем, что внутреннее отверстие полого кривошипного пальца смещено в направлении оси коленчатого вала.
На фиг. 1 изображен шатун ый подшипниковый узел малолитражного двухтактного двигателя внутреннего сгорания, поперечный разрез; на фиг. 2 — векторная диаграмма сил, действующих на кривошипный палец.
Шатунный подшипниковый узел содержит внутреннее кольцо подшипника качения в виде полого кривошипного пальца 1, запрессованного в щеки коленчатого вала 2, комплект тел качения, например, в виде игл 3 в сепараторе 4 (сепаратор может и отсутствовать) и кольцо подшипника в виде кривошипной головки 5 шатуна.
Внутреннее отверстие 6 в кривошипном пальце 1 смещено в направлении оси коленчатого вала 2.
При вращенйи коленчатого вала кривошипная головка шатуна 5 вращается относительно оси кривошипного пальца 1 с переменной угловой скоростью, обусловленной размерами и кинематикой кривошипношатунного механизма двигателя. На кривошипную головку воздействуют знакоперемепные нагрузки (давление газов на поршень двигателя и силы инерции движущихся масс
Эти силы через тела качения . нагружают
623022
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
Формула изобретения 15 1. Иваницкий С. Ю. и др. Мотоцикл, Шатунный подшипниковый узел мало- Теория, Конструкция и расчет, М., «Машилитражных дви гателей внутреннего сгора- ностроение»- 1971, с. 147 — 151.
4Ъ г. 1
Составитель И. Яковлев
Редактор Н. Вирко Техред О. Луговая Корректор И. Гоксич
Заказ 4881/36 Тираж 1198 . Подписное
UHHHllH Государственного комитета Сонета Министров СССР по делам изобретений и откр ытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
3 кривошипный палец 1, в связи с чем в местах контакта тел качения с кривошипной головкой шатуна и пальцем кривошипа возникают контактные напряжения. Зона действия наибольших нагрузок на кривошипный палец определяется углом cL между касательными, проведенными к векто: и диаграмме (заштрихованный участок на фиг. 2) .
Увеличение податливости кривошипного пальца в наиболее нагруженной зоне за счет смешения отверстия в направлении оси коленчатого вала приводит к снижению максимальных контактных напряжений и повышению срока службы шатунного подшипникового узла. ния, содержащий коленчатый вал и подшипник качения, внутреннее кольцо которого выполнено в виде полого кривошипного пальца, закрепленного в щеках коленчатого вала, а наружное кольцо — в виде кривошипной головки шатуна, отличающийся тем, что, с целью снижения контактных напряжений в зоне действия наибольших нагрузок и повышения срока службы узла, внутреннее отверстие полого кривошипного
10 пальца смещено в направлении оси коленчатого вала.