Соединительная муфта цепной моторной пилы

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О ЯД ИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Рестгу блик (11) 623 500

К ПАТЕНТУ (61) Дополнительный к патенту

2 (51) М. Кл.

В 27 В 17/00

16 П 43/14 (22) Заявлено21.10.74 (21)2069228/15 (23) Приоритет — (32) 25.10.73 I (31) Р 23 53 479.4 (331 ФРГ

Государственный комитет

Совета Министров СССР оо делан изобретений и открытий (43) Опубликовано05.09,78,Бюллетень № 33 (45) Дата опубликования описания а1.04;78 (53) УДК621.936.6 (088.8) Иностранец

Эрих Мюллер (ФРГ) (72) Автор изобретения

Иностранная фирма

"Андреас Ш тиль М ашиненфа6 рик" (ФРГ) (71) Заявитель (54) СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ МУФТА ЦЕПНОЙ МОТОРНОЙ

ПИЛЫ

Изобретение относится к соединительным муфтам цепных моторных пил и может быть использовано в лесной и деревообрабатывающей промышленности.

Известны соединительные муфты цепных моторных пил, включающие корпус, ограждение, установленную на подшипнике выходного конца вала двигателя ведомую часть с зацепляюшим венцом для привода пильной цепи и ведущую часть, расположенную внутри ведомой и имеющую пусковое звено и поводковый элемент для соединения и разъединения ведущей и ведомой частей муфты f 1), (21.

Однако такие муфты не обеспечивают повышения безопасности работы.

Цель изобретения — повышение безопасности работы.

Для этого поводковый элемент выполнеH в виде пружинной шайбы, внутренняя кромка которой имеет зубчатый профиль для зацепления с ведущеи частью муфты, причем поводковый элемент и пусковое звено установлены с возможностью возвратнопоступательного перемещения относительно продольной оси вала двигателя, ведущая часть муфты выполнена из двух полумуфт— внутренней и наружной, а поводковый элемент установлен на наружной полумуфте ведущей части муфты, причем поводковый элемент имеет сквозные пазы, образован5 ные по радиусной кривой, а наружная полумуфта ведущей части муфты — выступ для размещения в пазах поводкового элемента.

Кроме того, пусковое звено выполнено в виде кольца, которое укреплено на ограждении в его центральной части и установлено

10 с возможностью возвратно-поступательного перемещения относительно продольной оси вала двигателя.

На фиг. 1 изображена цепная моторная пила с соединительной муфтой; на

15 фиг. 2 — разрез А — А фиг. 1; на фиг. 3—

5 — варианты выполнения муфты; на фпг. 6-поводковый элемент; на фиг. 7 — пусковое звено; на фиг. 8 — крышка пилы.

Соединительная муфта монтируется на цепной моторной пиле 1, в корпусе 2 ко20 торой размещен двигатель 3, его коленчатый вал 4 одним концом выведен из корпуса и установлен в подшипниках 5. На коленчатом валу 4 расположено приводное колесо 6, соединенное силовым замыканием с коленчатым валом 4 через центрооежну10

623500

7 и и!1едохранительную 8 муфты. Соосно с и риводиым колесом 6 на соответствующей стороне корпуса 2 закреплена доходящая до приводного колеса 6 направляющая шина

9, причем ось вращения приводного колеса 6 одновременно является осью 10 сцепления муфт. Пильная шина 9 служит направляющей опорой для пильной цепи 11. Приводное колесо 6, а также муфты оснащены укрепленной на корпусе 2 с воэможностью разъема крышкой 12, которая имеет люк для прохода направляющей шины 9. На. верхней части корпуса 2 над коленчатым валом 4 укреплена передняя рукоятка 13 при помощи подшипника 14 демпфирующей вибрации. Передняя рукоятка 13 выполнена в форме хомута, часть 15 которого немного выступает вперед по отношению к коленчатому валу и проходит поперек верхней части корпуса 2. Одно из направленных вниз плеч рукоятки 13 жестко закреплено непосредственно поверх муфт 7, 8, а другое — на другой стороне корпуса с помощью подшипника демпфирующей вибрации. Приводное цепное колесо жестко соединено с барабаном

16 центробежной муфты, торцовая стенка

17 которого имеет значительно больший диаметр, чем приводное колесо, Колесо 6 и барабан 16 установлены при помощи игольчатого подшипника 18 с возможностью вра= щения на коленчатом валу 4. Центральным телом барабана !6 служит звездообразный несущий элемент 19 для трех расположенных равномерно вокруг оси 10 центробежных грузов 20, которые выполнены в форме сегментов. Колодки 21 по обеим сторонам перекрывают плечи 22 несущего элемента 19.

Смежные центробежные грузы 20, имеющие по внешнему периметру фрикционные накладки 23, связаны друг с другом посредством лежащих тангенциально к осн 10 муфты винтовых пружин 24 и подпружинены радиально внутрь оси !О муфты, т. е. в направлении расцепления муфты. Внутренняя поверхность 25 центробежных грузов 20 имеет форму цилиндрической оболочки барабана 16. Центробежные грузы 20 прн превыш енин определенного числа оборотов несущего элемента 19, преодолевая действие пружины 24, прилегают к этой внутренней поверхности, увлекая за собой барабан 16 муфты, а также приводное цепное колесо 6 с пильной цепью 11. Несущий элемент 19 установлен на коленчатом валу $ с возмо>киостью вращения при помощи игольчатого подшипника 26 и имеет окружающую коленчатый аал 4 и служащую опорой для игольчатого подшипника 26 втулку 27, от которой радиально выступает плечо 22 несущего элемента. Промежуточная муфта 8 служит для геометрического замыкания н имеет поводковый элемент 28 s форме подпружиненной шайбы. Поводковый элемент 28 имеет две в основном кольцеобраэные зоны эап пления — - внутреннюю 29 и внешнюю 30, которые связаны между собой поперечной перемычкой 31 и могут отделяться друг от друга посредством частично кольцеобразных, распределенных равномерно вокруг оси

10 муфты шлнцев 32. Обращенные друг к другу концы смежных шлицев 32 образуют боковые кромки поперечных перемычек 3!.

На других сторонах поперечных перемычек

31 установлены еще одни, параллельные со о ответствующим концам 33 шлиц 32 и имеющие с ними одинаковую длину шлицы 34.

Между смежными шлицами 34 установлено стопорное звено 35 в форме язычкообразной накладки. На внутренней кромке каждого из трех равномерно расположенных по окружности стопорных звеньев 35 имеется отверстие 36 в виде проема, параллельные боковые поверхности которого расположены друг от друга на расстоянии, равном ширине плеча 22 несущего элемента 19. Каждое

20 плечо 22 несущего элемента 19 на своем радиально наружном конце имеет) аксиально выступающую, частично кольцеобраэную и изогнутую вокруг оси 10 муфты насадку

37, равную по ширине соответствующему плечу. Каждая насадка 37, служащая зубчатым зацеплением, имеет стопорное отверстие в форме кольцевой канавки 38, в которую своим, свободным концом заходит стопорное звено 35 так, что паводковый элемент 28 фиксируется на несущем элементе щ 19 и лежит полностью в барабане 16 муфты.

Поводковый элемент 28 при этом не соприкасается с центробежными грузами 20. Внешний диаметр поводкового элемента 28 меньше внутреннего диаметра барабана !6 муфты. Зона зацепления 29 поводкового элеменЗ та 28 на внутренний стороне имеет контрзвено 39 для волнового зубчатого зацепления 40, предусмотренного на внешней окружности диска ступицы 41. Диск ступицы 41 фиксируется от проворачивания посредством гайки 42 и имеет на обращенной к несущему элементу 19 стороне, рядом с волновым зубчатым зацеплением 40, углубления в форме кольцевого паза 43, внутренний диаметр которого меньше диаметра зубчатого зацепления 40, а ширина больше толщины повод45 кового элемента 28, по крайней мере, в области контрзвена 39. Одна боковая поверхность паза 43 образована зубчатым зацеплением, а другая — соответствующей торцовой поверхНостью ступицы несущего элемента

1.9: Благодаря тому, что внутренняя зона

29 зацепления поводкового элемента 28 связана через поперечную перемычку 3! с внешней зоной 30 зацепления, внутренняя зона

29 зацепления может аксиально двигаться относительно внешней эоны 30 зацепления. В

ss положении расцепления зоны 29 и 30 лежат коаксиально друг к другу в общей плоскости. Внутренняя зона 29 зацепления может двигаться относительно внешней зоны

623500

30 зацепления акс(13льно к несущечу элементу 19, соответственно в направл HIIH к пазу 43 так, что контрзвено 39 выходит из зацепления с волновым зубчатыч зацеплением 40 и входит в паз 43. В этом положении между поводковым элементом 28 и коленчатым валом 4 нет геометрического замыкания, т. е. промежуточная муфта p;1( цеплена, и колеHH3òûé вал 4 .может вращаться без несущего элемента 19. Пружиня поводкового элемента 28 монтируется так, что контрзвено 39 только при заранее определенном максимальном числе оборотов, например при числе оборотов х(>лостого хода, может под действием силы пружины входить в зубчатое зацепление 40, так что сцепление предохранительной муфты 8 возможно только при .этом, а не произвольном числе оборотов.

Для приведения поводкового элемента

28 предусмотрено гильзообразное, лежащее на оси 10 муфты пусковое звено 44, стаHовленное вместе с опорой 45 в форме кольцевой шайбы на внутренней стороне стенки

46 крышки !2. Внутренняя торцовая поверхность 47 звена 44 находится рядом с обращенной к нему торцовой поверхностью внутренней зоны 29 зацепления поводкового элемента 28. Внутренний диаметр пускового звена 44 больше внутреннего диаметра диска ступицы 41, что обеспечивает возможность его зацепления с пусковым звеном 44, а внешний диаметр звена 44 меньше внешнего диаметра внутренней зоны 29 зацепления поводкового элемента 28. Опора 45 имеет по внешнему периметру три равномерно расположенных вокруг оси 10 кулачка 48, которые своими отвернутыми от торцовой поверхности 47 сторонами опираются на наклонные звенья 49. Когда опора 45 поворачивается вокруг оси !О, то наклонные зве((ья

49 приводят пусковое звено 44 в движение в аксиальном направлении. К наклонным звеньям 49 примыкают не имеющие наклоня отрезки кривой 50, которые перпендикулярны оси 10; когда кулачки 48 достигают этих отрезков кривой. пусковое звено 44 либо удерживается в положении расцепленпя, либо продолжает вращаться. Отрезки кривых могут быть 1(редусмотрены на выступающей кольцевой перемычке на внутренней стороне стенки 46 крышки 12, причем эта кольцевая перемычка одновременно служит для поворота 11 аксиального движения опоры 45 и соответственно пускового звена 44. Пусковое зве(ю 44 и опора 45 подпружпнены работающей на изгиб пгп>ской пружиной 51 в

ll3I равле<11111 от 1 он<> п,<>вого:лемента 28 гаким ооразом, что кулачки 48 под действием силы пружины прилегают к отрезкам наклонных звеньев 49. На опоре 45 жестко укреплена рукоятка 52 с угловым пле н>м 53, которое пропущено через отверстие 54 в верхней крайней стенке крышки 12 корпу15

3(>

55 са. Рукоятка 52 параллельна части 15 п редней рукоятки 13 p3cHoложена рядом сс верхней частью. Для сцепления предохранительной муфты 8 необходимо взять рукой отрезок 15 рукоятки 13 и рукоятку 52.

Пусковое звено 44 подпружинеHo так, ч,() прп отпускании рукоятки 32 оно переводится в положение расцепления.

Предохранительное устройство имеет тормозное приспособление 55, тормозное звено

56 которого уста(ювлено поворотно с пусковым звеном 44 на опоре 45. Тормозное звено 56 тормозной накладкой прилегает к нижней части пружины 51 и соответственно к передней стороне барабана 16 муфты по внешнему объему его цилиндрической оболочки, причем тормозное звено 56 через отверстие входит в имеющую форму части круга оболочку 57, предусмотреннук) на опоре 45 и перекрывающую с небольшим промежутком барабан 16 муфты по его внеш-. нему ооъему. Тормозное звено 56 в представленном варианте выполнения закреплено подпружиненным гибким соединительным звеном 58, которое укреплено 1(а пружине 51. На отвернутой от тормозной поверхности 59 стороне тормозного звена 56 на крышке 12 корпуса предусмотрена вогн х тая клиновидная поверхность 60, которая в направлении рабоче: о вращения по стрелке 61 тормоза муфты приближается к вне(пней окружности барабана 16 муфты и

II(> 1.(>торой направляется тормозное звено 5>6.

Кли>(овидная поверхность 60 предусмотрена Н3 находящейся в крышке 12 корпуса насадке 62, которая 1(меет сквозное отверстие для крепежныi винтов для разъем)юго крепления крышки на корпусе 2. Если пусковое звено 44 для расцепления предохранительной муфты 8 поворачивается в направлении рабочего вращения Но стрелке 61 барабана, то тормозное звено 56 тотчас по дости>кенин положения расцепления через пусковое звено 44 наезжает на клиновидную поверхность 60 и Ilpll;I,;Iльпейшем вращен((и все сильнее прилегает к барабану 16 муфты.

H результате чего барабан 16 после расц(пленяя Hðå )o.;ð3HH1ельной муфты ь, вклк>чая приводное цепное колесо 6 и (п(льнук> це((ь 11, останавливается.

Согл icii(> фиг. 4 поводковый элемент 28 предохран((тельной ч> фты 8 выполнен <3 13h (c ??????????????????????<??>й переключающей втулки, зоHbI зацеплеш(я которой лежат в Hàïð333cнии оси 10 муфты рядом друг с др г(>ч.

Благо шря (>ксиальноч перемен(сч>пю поводковый элемент 28 мож T 1к)лностью попадать в оола TI зубчатого за не()пения 3. (>31ITI, вне зацепления с зубчатыч зацеп.icнием 40. На внешней окружносги эт(>го нсподпру>ки(<еHH(>io поводкового элечен :i 28, внеш(11<й диаме", р ко) орого Значительно мс ныл)е ВНЕН! Ilcго д>11<>1(тр(1 несу(1,его .->лемснта

19. рас(1(>. н>жена i,орск.(ючакмпая 1 ру>к((на

623500

20 пускового звена 44. Когда пусковое звено

44 надавливает на поводковыи элеменпг 28, его волновая пружина выходит из зацепления с зубчатым зацеплением 40 корпуса ступицы 41, предохранительная муфта расцепляется.

На фиг. 7 и 8 Uзображена мотопила с приводным блоком для привода дополнительного приспособления 63, которое может быть образовано ножницами пли другими приводимыми от двигателя пр11способлениями и выполнено с возможностью замены с несущим элементом 64. На несущем элементе 64 установлен с возможностью вращения раоочий вал 65, например, посредством иголь- з5

-I.. --. и кольцевом пазе. через которую поводков;!й лемен1 28 может двигаться от пускового звена.

Согласно фиг. 5 и 6 поволковый элемент

28 выполи н посредством кольцеобразной волновой пружины, которая гофрирована по периметру так, гo продольная ось ее волн лежит радиально к осп 10 муфты, причем обе части предохранительной муфты 8 па обращенных друг к другу, имеющих одинаковые диаметры торцовых сторонах снабжены зубчатыми зацеплениями 37, 40, форма и величина которых соответствует форме и величине волн поводкового элемента

28. Зацепление 37 на несхшем элементе 19 предусмотрено на торцовой стороне выступающей гильзообразной насадки его ступицы, а зубчатое зацепление 40 корпуса стхлицы — на внутренней торцовой поверхности выступаю1цего кольцевого буртика. Поводковый элемент своей внешней кольцевой кромкой выступает над внешней окружностью зуб-IBThfx зацеплений, причем эта выступающая кромка служи I для прплегания чатых подшипников, причем вал 65 служит для подсоединения к инструменту и имеет на конце резьбовую насадку, Рабочий вал

65 снабжен переключающей втулкой, на которой укреплен лежащий на оси рабочего вала барабан 66, связанный с барабаном 16 г еометрическим замыканием или, по крайней мере, силовым замыканием. Благодаря этому рабочий вал 65 имеет привод от сцепления барабана 16 муфты.

На внешней окружности переключающей втулки 67 установлено с возможностью аксиального перемещения втулкообразное пусковое звено 44, которое тремя равномерно распределенными вокруг оси 10 барабана 16 муфты кулачками входит в отверстия 68 в торцовой стенке барабана бб, причем конечные поверхности этих кулачков образуют поверхности 47 аксиального давления для привода находящегося в барабане 16 поводкового элемента. За окружной паз 69 пускового звена 44, который вращается вместе с барабанами бб и 16, зацепляется вилкообразный конец выполненной в качестве переключающей пружины пусковой опоры 45

55 так, что пусковое звено 44 может поворачиваться вокруг своей оси относительно этой пусковой опоры и при этом оставаться аксиально связанным с этой опорой посредством геометрического замыкания. Пусковая опора 45 в положении зацепления и предварительно напряженная для положения рас цепления своим загнутым концом укреплена па несущем элементе 64 или на корпусе 2.

С пусковым звеном 44 и пусковой опорой 45 шарнирно соединен гибкий трос 53. При натяжении троса пусковое звено 44 движется в положение зацепления, а при отпускании троса — в положение расцепления. Гибкий трос может быть соединен или с передним рукооградителем машины или с дроссельным рычагом приводной машины.

Большинство составных деталей предохранительной муфты выполняется так, что они применимы для различных машин.

Выполнение устройства согласно изобретению обеспечпвас T H ffooff11IIHil fffHooTh Plfo против смешения центра при допусках меж,D пусковым звеном и осью колен IBToгo валd

Обеспечивается также при всех эксплуатацшoIfHbIx условиях возможность по1постью симметричного действия всех врашакццихся частей, что исключает возникновение дисбаланса илп вибраций. При возможных дефеf(TBx в материале не возникает опасности выброса больших поврежденных деталей, в результате чего снижается возможность несчастных случаев. Изобретение. обес печи вает сра внительно небольшую по весу и габаритам конструкцию. При соответствующем выполнении паводкового элемента обеспечивается защита муфты от загрязнений и масла за счет того, что поводковый элемент полностью закрывает открытую сторону барабана, а опора 45 почти полностью перекрывает барабан !б муфты по внешнему диаметру.

Фор.мула изобретения

1. Соединительная муфта цепной моторной пилы, включа1ощая корпус, ограждение, установленную на подшипнике выходного конца вала двигателя ведомую часть с зацеп,1$lIoUf fI!vI венцом для привода пильной цепи, и ведущую часть, расположенную внутри ведомой и имеющую пусковое звено и поводковый элемент для соединения и раз.ьединения ведущей и ведомой частей муфты, отлачающаяся тем, что, с целью повышения безопасности работы, поводковый элемент выполнен в виде пружинной шайбы, внутренняя кромка которой имеет зубчатый профиль для зацепления с ведущей частью муфты, причем поводковый элемент и пусковое звено установлены с возможностью возвратно-поступательного перемещения относительно продольной осп вала двигателя.

623500!

О гРиг 1 .. уфта по и. 1, от.гичающаяся тем, что

) М Л

}5«ду il}d5I ча«ть муфты выполнегга из дву.; гго«гучуфт — внутренней и наружнои.

3. Муфта по пп. 1 и 2, отли гающаяс5} тсм, что поводковый элемент установлен í г с ггару>кной полумуфте веда}и«и части муфты.

4. Муфта по пп. 1 — -3, от.гггчагощаяся г«м, ITo поводковый. элемент имеет сквозные пазы. образованные по радиусной кривой, а на1} .кная поггумуфта ведущей части муфты гО выстуll для размещения в пазах поводкового элемента.

5. Муфта по пп. 1 — 4, отличающаяся тем, что пусковое звено выполнено в виде кольца, которое укреплено на ограждении в его центральной части и установлено с возмо>кностью возвратно-поступательного перемещения относительно продольной оси вала двигателя.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Патент США М 3610382, кл. 192 — 105, 1972.

2. Выложенная заявка ФРГ No 2 223472, кл. 38 а, 6/02, 13.05.72.

623500

Составитель B. Андронов

Тсхред О. Луговая Корректор Е. Иапп

Редактор 11. Тимопина

640 Подписное

Заказ 4754а/I Тираж

Illhl4HIII4 1 осударственного комитета Совета Министро инист ое CC(:Ð

IIo делам изобретений и открытий

I l 3(>.l5, Москва, 7К-35, Раугпская наб., д. 4/5

Филиал I I l II! «Г1 агент». г. Ужгород, ул. Проектная, 4