Способ винтовой раскатки труб на трехвалковом стане
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ-
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Степ Сеяетсиик
Сецивяистичесиия
Респубпии
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 280177 (21) 2447445/22-02 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 150978.Бюллетень № 34 (45) Дата опубликования описания 0208.78 (51) М. Кл.
В 21 В 19/06
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК621.774. .353(088.8) (72) Авторы изобретения
Г.И.Гуляев, В.М.Друян, Ю.Г.Гуляев, Ю.Ю.Рынкевич и А.И.Яловой
Днепропетровский ордена Трудового Красного Знамени. металлургический институт (71) Заявитель (54) СПОСОБ ВИНТОВОЙ РАСКАТКИ ТРУБ НА
ТРЕХВАЛКОВОМ СТАНЕ.
Изобретение относится к трубопрокатному производству, а именно к го" рячей прокатке бесшовных труб из полой заготовки на трехвалковом раскатном стане. 5
Известен способ винтовой прокатки труб на трехвалковом стане, при котором при подходе заднего конца гильзы к гребню валков последние разводят на величину не более высоты гребня (1). Это обеспечивает производство труб с отношением диаметра к толщине стенки 18-25.
Уменьшение деформации по стенке заготовки в период освобождения оча- О
15 га деформации снижает величину контактного давления металла на валки и осевую скорость прокатки.
Наиболее близким к описываемому изобретению по технической сущности является способ винтовой раскатки труб на трехвалковом стане p), включающий деформацию гильзы на длинной оправке тремя валками и изменение в процессе прокатки расстояния между валками и их угла наклона, Трубы имеют небольшое утолщение на конце иэ-за уменьшения обжатия к окончанию процесса путем разведения валков прн прокатке концов.
Недостаток известного способа прокатки заключается в том, что в процессе освобождения очага деформации от прокатываемого металла иэза разведения валков снижается величина контактного давления металла на валки, уменьшается величина контактных сил трения и их составляющая, действующая в направлении оси прокатки, что вызывает падение скорости прокатки в процессе освобож,дения очага деформации и увеличивает машинное время прокатки заготовки в стане. В некоторых случаях, особенно при прокатке труб с отношением диаметра к толщине стенки в пределах 4 — 8, осевая составляющая контактных сил трения в процессе освобождения очага деформации от прокатываемого металла падает настолько, что ее величина становится недостаточной для преодоления осевой составляющей реактивных сил, действукщих со стороны валка на металл (особенно в зоне гребня валка). Это приводит к полной остановке осевой подачи заготовки в процессе освобождения очага деформации от прокатываемого металла и образованию так называемых недокатов .
Целью изобретения является повышение стабильности и устойчивости процесса, увеличение осевой и тангенциальной составляющих сил контактного трения в процессе освобождения очага деформациит от прокатываемого металла и увеличение скорости прокатки путем увеличения обжатия.
Цель достигается тем, что в способе винтовой раскатки труб на трехвалковом стане, включающем деформа- l0 цию гильзы на длинной оправке тремя валками и изменение расстояния между валками в процессе прокатки, изменение расстояния осуществляют при деформации заднего конца гильзы l5 сближением валков до величины, составляющей 0,95-0,99 расстояния меж. ду валками в установившийся период раскатки.
При увеличении суммарной деформа- 20 ции обжатия по стенке заготовки в процессе освобождения очага деформации от прокатываемого металла величина сил контактного давления возрастает, а это, в свою очередь, увеличивает силы контактного трения, их осевую составляющую и осевую скорость прокатки.
Увеличение сил контактного трения и их составляющей, действующей на 30 заготовку в тангенциальном направлении (т.е. в направлении, перпендикулярном к оси заготовки и прокатки) позволяет осуществлять заготовки беэ образования концевых дефектов °
Увеличение суммарной деформации по стенке заготовки в процессе освобождения очага деформации от прокатываемого металла нужно осуществлять непрерывно, так как необходимо компенсировать постоянное уменьше- 40 ние площади контакта металла с валком и соответствующее данному уменьшению падение суммарной величины сил контактного трения и осевой и тангенциальной составляющих сил контактного трения. Таким образом, использование предлагаемого способа прокатки позволяет повысить скорость прокатки задних концов труб без образования на них концевых дефектов. 50
На чертеже показано сечение очага деформации меридиальной плоскостью, проходящей через ось заготовки и ось одного из трех валков клети стана. 55
Процесс прокатки осуществляют следующим образом.
Под действием осевых составляющих сил контактного трения заготовка 1 движется в направлении оси
60 прокатки (ось Х - Х), совпадающей с осью заготовки. Датчик 2 положения заготовки в очаге деформации, расположенный в плоскости Т вЂ” Т, соответствующей началу обжатия заготовки валками 3, фиксирует наличие металла во всем очаге деформации, и суммарная деформация по стенке заготовки постоянна. При освобождении очага деформации от прокатываемого металла задний торец заготовки (плоскость у-у) перемещается в направлении прокатки за плоскость Т-I датчика 2„. поступает сигнал к исполнительному механизму, обеспечивающему постоянное увеличение суммарной деформации по стенке заготовки путем сведения валков в процессе освобождения очага деформации. Наличие деформации по стенке в течение всего процесса освобождения очага деформации от прокатываемого металла обеспечивает достаточные значения осевой и тангенциальной составляющих сил контактного трения, что предотвращает появление раструбов и недокатев при одновременном повышении скорости прокатки.
После окончания деформации заднего конца заготовки эадний ее торец перемещается за плоскость Ц вЂ” II, в которой расположен датчик 4 окончания процесса прокатки, подающий сигнал исполнительному механизму о прекращении сведения валков и возвращении их в положение, соответствующее установившемуся процессу прокатки. Далее идет прокатка новой трубы и все операции повторяются в указанной последовательности.
Прокатка по предлагаемому способу на трехвалковом раскатном стане обеспечивает устойчивость процесса и повышение скорости прокатки беэ образования дефектов на задних концах труб.
Формула изобретения
Способ винтовой раскатки труб на трехвалковом стане, включающий деформацию гильзы на длинной оправке тремя валками и изменение расстояния между валками в процессе прокатки, отличающийся тем, что, с целью повышения устойчивости процесса путем увеличения обжатия в конце прокатки, изменение расстояния осуществляют при деформации заднего конца гильзы сближением валков до величины, составляющей О,950,99 расстояния между валками в установившийся период раскатки.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авторское свидетельство СССР
9 358041, кл. В 21 В 19/06, 1971.
2. Патент Франции Ф 1475645, кл. В 21 В 1967.
623595
Заказ 5062/4 Тираж 1087
НИИПИ е
ИПИ Государственного комитета, С
Подписное е, овета Министров СССР
113035 по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент т, r,Óærîðîä, ул. Проектная,4
Ре
Составитель Л.Махурина едактор Н.Корченко Техред Э. Ч ужик Корректор С.Ямалова