Стабилизатор поперечной устройчивости транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И"С А.Й-И Е

И 3 О б Р Е Т Е Н-Я Я

Союз Советских

Социалистических

Республик (11) 623761

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 13.01.77(21) 2444190/27-11 с присоединением заявки ¹

2 (51) М. Кл.

2 60 Ст 25/00

Государственный комитет

Совета Министров СССР оо делам иаооретений н открытий (23) Приоритет (43) Опубликовано15.09.78.Бюллетень № 34 (53) УДК 629.11..012. 813 (088. 8) (45) Дата опубликования описания 26.08.70 (72) Авторы изобретения

Г. В. Бромберг и А. С. Мелик-Саркисьянц

Мытищинский ордена Октябрьской Революции и ордена

Отечественной войны степени машиностроительный завод (71) Заявитель (54) СТАБИЛИЗАТОР ПОПЕРЕЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к средствам стабилизации поперечной устойчивости и может быть использовано на грузовых автомобилях, прицепах и полуприцепах для обеспечения устойчивости последних при поперечном крене, возникающем вследствие наезда на неровность, движении на поворотах и т. д.

Известен стабилизатор поперечной устойчивости, содержащий поворотно установленный на раме транспортного средства торсион с выполняющими роль рычагов отогнутыми концами, шарнирно-соединенными при помощи промежуточных звеньев с неподрессоренной частью транспортного средства (! J

Недостатком известного стабилизатора является крутильная жесткость стабилизатора, следовательно, восстанавливающий момент ограничивается дополнительными динамическими нагрузками, передаваемыми через стабилизатор на ходовую часть транспортного средства. Вследствие увеличения жесткости подвески возрастают ускорения подрессоренной части, что увеличивает износ узлов и деталей транспортного средства.

Известен также стабилизатор поперечной устойчивости транспортного средства, содержащий торсион, поворотно установленный на подрессоренной части транспортного средства, несущий на концах рычаги с упругими элементами для взаимодействия с неподрессоренной частью транспортного средства (2) .

Однако в известной конструкции стабилизатора торсион включается в работу, как только одно из колес наезжает на любую неровность дороги. В этом случае возникают дополнительные динамические нагрузки, передаваемые через стабилизатор на подрессоренную часть транспортного средства, что увеличивает ускорения подрессоренной части.

Цель изобретения — повышение плавности хода транспортного средства.

Цель достигается тем, что в предлагаемом стабилизаторе каждый рычаг выполнен из двух шарнирно-соединенных частей, одна из которых выполнена с пазом, охватывающим с зазором консоль второй части рычага, связанной с неподрессоренной частью транспортного средства, при этом упругие элементы расположены в пазу.

На фиг. 1 схематически изображен предлагаемый стабилизатор, общий вид; на фпг. 2 — рычаг торсиона, частичный увели|енпый вид.

62376

Стабилизатор содержит торсион 1, поворотно установленный в опорах на подрессоренной части 2 транспортного средства и снабженный на концах рычагами. Каждый рычаг торсиона выполнен составным из двух частей 3 и 4, шарнирно-соединенных между сооой пальцем 5. Часть 3 рычага выпслнена с пазом 6, охватывающим с зазором, консоль 7 части 4, которая другим концом соединена через шарнирное звено 8 с неподрессоренной частью 9 транспортного сред10 ства. В местах контакта консоли 7 со стенками паза 6 укреплены упругие элементы 10.

Стабилизатор работает следующим образом. 15

При одновременноми равном перемещении колес обеих сторон транспортного средства торсион 1 свободно проворачивается в опорах подрессоренной части. В данном случае отсутствует крен и стабилизатор не оказывает влияния на подвеску.

При наезде на препятствие происходит крен транспортного средства, например, на левую сторону. В этом случае расстояние по вертикали между подрессоренной частью и левым колесом уменьшается, часть 4 рычага поворачивается на пальце 5, консоль 7 выбирает зазор в пазе 6 и части 3, 4 рычага поворачиваются как одно целое, под действием дальнейшего движения колеса и шарнирного звена 8 вверх, что влечет за собой поворот торсиона 1 и части 3 рыча- З0 га на правой стороне, Этот поворот продолжается до соприкосновения с консолью 7 стенки паза 6 части 3 рычага.

При дальнейшем увеличении крена на левую сторону перемещение вверх звена 8 вызывает закручивание торсиона, в результате чего возрастает угловая жесткость подвески и начинается выравнивание транспортного средства в поперечной плоскости.

4

Величина ограниченного взаимного углового перемещсния частей 3 и 4 рычага выбирается в зависимости от назначения угла поперечной устойчивости транспортного средства. При его движении по небольшим неровностям дороги поворот части 4 относительно части 3 рычага должен происходить без включения в работу торсиона, чтобы угловая жесткость подвески нс увеличяt;l3алась и, повышалась плавность хола транспортного средства. При достижении критического значения поперечного крена происходит закручивание торсиона и крутильная жесткость стабилизатора используется полностью для обеспечения поперечной устойчивости транспортного средства.

Формула изобретения

Стабилизатор поперечной устойчивости транспортного средства, содержащий торсион, поворотно установленный на подрессоренной части транспортного средства, несущий на концах рычаги с упругими элем Hтами для взаимодействия с неподрессоренной частью транспортного средства, отличаюи1ийея тем, что, с целью повышения плавности хода транспоргного средства, каждый рычаг выполнен из двух шарнирно-соединенных частей, одна из которых выполнена с пазом, охватывающим с зазором консоль второй части рычага, связанной с неподрессоренной частью транспортного средства, при этом упругие элементы расположены в пазу.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Патент США № 3448994, кл. 280 в 124, 1966.

2. Патент США ¹ 2194832, кл. 267 — 11, 1940.

62З 61 (оставитетb Е Панкова

Редактор О. Торгашева Текред О. Луговая

Заказ 5084 13 Тираж 841 екред ., уговая Корректор С. Гарасиняк осударственного комитета Сонета Министров СССР по делам изобретений и откр ыт и й

1 I 3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, . П, жго од, ул. роектная, 4