Вкладыш подшипника скольжения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

еыитаитно-тезен бкблкотеяа ЬА

1111 В2 ЗО1В

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистим вских

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 01.12.76 (21) 2424594/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.09.78. Бюллетень № 34 (51) M. Кл

Р 16 С 27/02 г 16 С 33/10

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (5З) УДК 621.822.5 (088.8) (45) Дата опубликования описания 29.08.78А. П. Костогрыз и Т. В. Бапенко (72) Авторы изобретения

Херсонский филиал Одесского технологического института пищевой промышленности им. М, В. Ломоносова (71) Заявитель (54) ВКЛАДЫШ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах скольжения текстильных машин.

Известен вкладыш подшипника скольжения, выполненный в виде жесткой втулки с увеличивающейся к середине и торцам со стороны наружной поверхности толщиной, имеющей в средней части отверстия для подвода смазки (1).

Известный вкладыш подшипника скольжения обладает невысокой надежностью при работе механизмов на высоких оборотах и с вращающейся нагрузкой, так как происходит интенсивное истечение смазки из зоны трения скольжения, неустойчивая работа из-за возникновения автоколебаний вала, а также нестабильность рабочего зазора во времени.

Целью изобретения является повышение надежности путем самоустановления оптимального размера и формы рабочей поверхности.

Цель достигается тем, что втулка выполнена упругой.

На фиг. 1 изображен предлагаемый вкладыш, продольны"; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — узел 1 на фиг. 1.

Вкладыш подшипника скольжения выполнен в виде упругой втулки 1, имеющей отверстие 2 для подачи смазки с фасонной наружной поверхностью 3, наружной цилиндрической поверхностью 4 и внутренней цилиндрической рабочей поверхностью 5.

Наружная цилиндрическая поверхность 4 предназначена для сопряжения втулки 1 с корпусом (на фиг. не показан) с образо1О ванием полости между поверхностью 3 и корпусом. Внутренняя поверхность 5 сопрягается с валом (на фиг. не показан), образуя зону. трения скольжения, соединенную с полостью между втулкой 1 и корпусом отверстия 2.

Вкладыш работает следующим образом.

Смазка из полости, образованной корпусом и фасонной поверхностью 3 втулки 1, через отверстие 2 подводится в рабочий зазор, образованный внутренней рабочей поверхностью 5 втулки 1 и валом. При вращении вала смазка увлекается за счет сил гидродинамического трения в окруженном направлении и в зоне трения создается избыточ()240! ) Форму га изобретения!

1НИИПИ Зака:< 5!55,) Тираж !98 !!оди><«>«>«

Филиал ППП «Пати»<», г Ужгород, ул. П!)<>< кти»», иое давление с образованием гидродинамического клина. Это давление, отнесенное к пло>цади проекции вкладыша на направление, перпендикулярное направлению приложения радиальной внешней нагрузки, соз- Б дает реакцию смазочного слоя, которая уравновешивает радиальную внешнюю нагрузку, приложенную к вкладышу. В нагруженной зоне между валом и рабочей поверхностью 5 втулки 1 за счет разности гидродинамического давления и переменной жесткости втулки происходит изменение конфигурации средней податливой части втулки 1, способствующее, в зависимости от внешней нагрузки на вкладыш режима и условий его эксплуатации, установлению оптимальных размеров и формы рабочей поверхности 5. В процессе работы происходит самоустановление дополнительного пространства «ванной» со смазкой в нагруженной несущей зоне опоры скольжения. Вращающийся вал одновременно с одной стороны нагнетает рабочую жид- 20 кость в эту «ванну», а с другой стороны выкачивает ее. Происходит циркуляция смазки по замкнутой микросистеме. Переменная жесткость втулки 1 по ее длине способствует созданию разности гидродинамических давлений, обеспечивающих направленное перемещение смазывающей среды к середине, а к торцовым поверхностям втулки попадает слой смазки, толщина которого приближается к размерам молекулы и который увлекается вращающимся валом в направлении к середине «ванны».

Проведенные опыты показали, что благодаря сочетанию конструктивных и геометрических размеров втулки, можно исключить истечение из зоны скольжения смазывающей среды, обеспечив при этом высокую надежность, устойчивость работы механизма вращения и несущую способность. Конструкция вкладыша технологична в изготовлении.

Вкладыш подшипника скольжения, выполненный в виде втулки, с увеличивающейся к середине и торцам со стороны наружной поверхности толщиной, имеющей в средней части отверстия для подвода смазки, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы путем самоустановления оптимального размера и формы рабочей поверхности втулки при работе, последняя выполнена упругой.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР № 382201, кл. Н 02 К 5/16, 1971.