Зубчатая передача со скрещивающимися осями колес и линейным касанием зубьев
Иллюстрации
Показать всеРеферат
64К)к ы Я» йАТЙИ1;К, . А%
491 еяомз тжъф Ффю А
О П И С А Н И Е (iii624025
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДИТЮЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свил-ву— (22) Заявлено 31.03,77 (21) 2469184/25-28 с присоединением заявки №вЂ” (51) М. Кл
F 16 Н 1/12
Государстовииый комитет
Совета Миииотров СССР оо долам изобрвтвиий и открытий (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.09.78. Бюллетень № 34 (53) УДК
621.831 (088.8) (45) Дата опубликования описания 0308 78 (72) Авторы изобретения
Л. В, Коростелев и В. Д. Борисов (71) Заявитель
Московский станкоинструментальный инспп ут (54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА СО СКРЕЩИВАЮЩИМИСЯ ОСЯМИ КОЛЕС
И ЛИНЕЙНЫМ КАСАНИЕМ ЗУБЬЕВ
Изобретение относится к машиностроению, s именно к зубчатым передачам типа гипоидных.
Наиболее близкой к изобретению по технической сущности является зубчатая передача со скрещивающимися осями колес и линейным касанием зубьев, поперечные профили которых выполнены в виде конгруэнтных кривых, например второго порядка, совпадающих при зацеплении с линией контакта зубьев (1). Однако значительное изменение скольжения в процессе зацепления и в разных точках на линии контакта приводит к интенсивному неравномерному износу зубьев и нарушению заданного закона передаточного отношения. 15
Цель изобретения — повышение надежности и срока службы передачи за счет обеспечения постоянного в процессе зацепления скольжения, одинакового по всей линии контакта зубьев. 20
Указанная цель достигается тем, что в предлагаемой зубчатой передаче рабочая поверхность зуба каждого из взаимодействующих зубьев конгруэнтна геометрической поверхности, образуемой при движении линии, соответствующей д поперечному профилю зуба, по винтовой поверхности зацепления, ось и винтовой параметр которой совпадают с осью и винтовым параметром винтового производящего колеса.
На чертеже изображена схема предлагаемой зубчатой передачи.
Оси 1 и 2 зубчатых колес удалены друг от друга на межосевое расстояние а и скрещиваются под углом а. Ось 3 винтового относительного движения составляет с осями 1 и 2 углы а> и а> и удалена от них на расстояния а1 и а соответственно.. При этом выполняются равенства ai + а = a u ai + а =aw
Поперечные профили 4 поверхностей зубьев 5 и 6 выполнены в виде ко*груэнтных гладких кривых. например второго порядка, в частности, по дугам окружностей равного радиуса, и при зацеплении совпадают с линией контакта.
Рабочая поверхность зуба каждого иэ взаимодействующих зубьев конгруэнтна геометрической поверхности, образуемой при движении линии, соответствующей поперечному профилю4, по винтовой поверхности зацепления, ось и винтовой параметр которой совпадают с осью 7 и
Звкаэ 5156 28 Тираж 1198 Подписно
Подписное филиал ППП Патент".. r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Ф
Ф.
y,qJ э
У У /
6240 винтовым па раметром винтового производящего колеса (на чертеже не показано). Положение оси 7, т.е. .. угол а7, которыи составляет Ось 7 с осью 3 в интОВОГО ОтнОсительнОго движени и я1 расстояние а от Оси 7 до оси 3, а также винтовой параметр винтовой поверхности зацепления определяются из усговия того, чтобы относител ьное движение между винтовым производя дящим колесом и каждым из колес с осями 1 и 2 было таким же, как и относительное движение в зацеплении двух колес. 10
Е спи взять на линии контакта любую точку, например К, то нри ее движении с параметрами винтового производящего колеса ло винтовой поверхности заценлеиия, rr частности но принадлежащей ей винтовой линии 8, она 15 снрофилирует две взаимоогибаемые кривые 9 и 10, соприкасающиеся в точке К и имеющие общую касательную, совпадающую с вектором относительной скорости Чк
Формула изобретения 20
Зубчатая передача со скрещивающимися осями колес и линейным касанием зубьев, попаречные л или рс 3 которых выполнены в в груэнтных к ивых в виде конр, например второго порядка, совпадающих при зацеплении с лн ннен контакаяся тем, тазубьев, отличающаяс что, с целью повышения надежности и срока службы передачи за счет обе пе с чения постоянного в процессе зацепления скольжения, одина; кового по всей линии контак бо та, ра чая поверхность зуба каждого из взаимодействующих зубьев конгруэнтна геометрической поверхности, р движении линии, соответствующейй поперечному профилю зуба, по винтовой поверхности зацепления ось и вин мет кото и ! товои па ар ро совпадают с осью и винтовым па.
Pраметром винтового производящего . колеса.
Источи чники информации, принятые во внимание при экспертизе:
3, i, Matsuyama Т. Eine Erweiterung der Ny kov-Verzahnung auf Zahurade г оа ura ег mit gekreuzten
Achsen. VD i- 8erichte, 1961, 3r 47.