Устройство для охлаждения и смазки дисков фрикционных муфт коробки передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социапистммеских

Республик

ОП ИКАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДИИДЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 02 03.77 (21) 2459410/25-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 15.09.78. Бюллетень № 34 (45) Дата опубликования описания 02.08,78 (11) 624032

2-,"- f (51) М. Кл

F 1б Н 57/04

В б0 К 17/08

Гасударственный комитет

Совета Министров СССР ао делам изобретений и откатки (53) УДК б29.113 — 585.1 (0888) (72) Авторы изобретения

В. Н. Гурленя, А.Ф. Митяев, В. Я. Корейво и И. А. Знак (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ И СМАЗКИ ДИСКОВ

ФРИКЦИОННЫХ МУФТ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к области машиностроения.

Известно устройство для охлаждения и смазки дисков фрнкционных муфт коробки передач транспортного средства, содержащее источник давления жидкости, гидравлически управляемые редукционный клапан главного давления и клапан смазки, подключенный к источнику давления жидкости и к каналу смазки и охлаждения, имеющему дроссель для распределения рабочей жидкости по узлам смазки и охлаждения, избиратель передач, сообщенный с каналами включения фрикционных муфт и с источником давления жидкости, причем с последним он связан непосредственно и через редукционный клапан 1 5 главного давления (1).

В процессе работы устройства распределение общего количества смазки, поступающего от клапана смазки, по узлам коробки передач осуществляется посредством дроссельных отверстий, при этом при падении давления в системе смазки, частичном или полном засорении ка,налов и дроссельных отверстий происходит резкое ухудшение охлаждения фрикционных дисков, по приводит к короблению и поломке дис-25 ков выключенных фрикционных муфт, в которых теряется относительно большая величина мощности. Исследованиями установлено, что особенно большие потери мощности (до 40% всех потерь в коробке передач) создают муфты, ведущие и ведомые диски которых вращаются в проп воположных направлениях с достаточно большой относительной скоростью. Такой режим вращения дисков имеют обычно муфты реверса при работе коробки передач на высшей ступени.

Целью изобретения является интенсификация охлаждения многодисковой фрикционной муфты с наибольшей потерей мошности, Это достигается тем, что устройство лля охлаждения н смазки дисков фрикцнонных муфт коробки передач транспортного средства снаб,жено дополнительным дросселем, а канал включения одной. из фрикционных муфт соединен магистралью с каналом смазки и охлаждения фрикционной муфты с наибольшей потерей мощности, при этом дополнительный дроссель установлен в упомянутой магистрали.

На чертеже схематически представлено уст, ройство для охлаждения и смазки дисков фрик624032 ционных муфт коробки передач транспортного средства.

На схеме показаны источник 1 давления жидкости, редукциокный клапан 2 главного давления, клапан смазки 3, избиратель ступеней 4, первичный BGJI 5, вторичный вал 6 коробки передач, фрикцион1.ая муфта 7 включения первой ступени, фрикционная муфта 8 второй ступени, фрикционная муфта 9 третьей сту. ни, фрикционная муфта 10 ступени заднего хода, канал 11 смазки и охлаждения дисков фрикционных муфт, дроссельные отверстия 12, 13, 14, 15 дпя подвода жидкости к дискам фрикционных муфт соответственно первой, второй, третьей ступени и ступени заднего хода, канал 16 включения фрикционной муфты пер. вой ступени, канал 17 включения второй ступени, канал 18 включения третьей ступени, канал 19 включения ступени заднего хода, магистраль 20 дополнительной подачи смазки к дис. кам фрнкционной муфты с наибольшей потерей 2О мощности, а именно муфты ступени заднего хо. да, дополнительный дроссель 21, соединяющий магистраль 20 с каналом 18 включения фрикционной муфты третьей ступени, канал 22 главного давления, соединяющий источник 1 давления жидкости с избирателем ступеней 4.

В коробке передач, выполненной согласно

Ф схеме, наибольшие потери мощности возникают в выключенной фрикционной муфте 10 ступени заднего хода при включенной фрикционной муф-ЗО те 9 третьей ступени. Фрикционная муфта третьей ступени полностью унифицирована с фрикционными муфтами других ступеней. Но так как она установлена на вторичном (выходном) валу коробки передач, то передает меньший кру- З5 тящий момент по сравнению с фрикционными муфтами 7 и 8 первой и второй ступеней. Вследствие этого фрикционная муфта 9 имеет повышенный коэффициент запаса по моменту трения, Выполнение в вале 6 магистрали 20 для 40 дополнительного подвода жидкости к дискам фрикционной муфты 10 заднего хода и соединение этой магистрали через дополнительный дроссель 21 с каналом 18 включения третьей ступени позволяет, с одной стороны, обеспечить более высокую надежность работы фрикционной муфты ступени заднего хода, а с другой, снизить коэффициент запаса фрикционной муф.ты третьей ступени и тем самым снизить динамические нагрузки в деталях трансмиссии транс. портного средства при ее включении.

Формула изобретения

Устройство для охлаждения и смазки дисков фрикционных муфт коробки передач транспортного средства, содержащее источник давления жидкости, гидравлически управляемые редукционный клапан главного давления и клапан смазки, подключенный к исто вику давления жидкости и к каналу смазки и охлаждения, имеющему дроссель для распределения рабочей жидкости по узлам смазки и охлаждения, избиратель передач, сообщенный с каналом включения фрикциониых муфт и с источником давления жидкости, причем с последним он связан непосредственно и через редукционный клапан главного давления, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью интенсификации охлаждения многодисковой фрикционной муфты с наибольшей потерей мощности, оно снабжено дополнительным дросселем, а канал включения одной из фрикционных муфт соединен магистралью с каналом смазки и охлаждения фрикционной муфты с наибольшей потерей мошности, при этом дополнительный дроссель установлен в упомянутой магистрали.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1, Мазалов Н.Д. и 1русов С.М. Гидромеханические коробки передач, М., "Мипиностроение", 1971, с. 260, 624032

Составитель В.Ухлин

Редактор Т. 10рчикова Техред А. Богдан Корректор Л.Веселовская

Заказ 5156/28 Тираж 1198 Подписное

ЦНИИНИ Гоеударственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж.35, Раушская наб.. д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4