Фрикционная предохранительная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
и ютхрып!й (72) Авторы нзобретеиия
Б, М. Генко и О. И. Дубик (71) Заявитель (54) ФРИКЫИОННАЯ ПРЕДОХРЛНИТЕД НДД.
МУФЧ А
Изобретение относится к области маши построения и может найти широкое применение в машинах и механизмах для защиты узлов и отдельных деталей от перегрузок.
Известна фрикционная предохранительная муфта, содержащая ведущий барабан, в котором свободно установлена втулка с дисками, помещенными на ее внутренних шлицах и взаимодействующими с ведомыми дисками, сидящими на наружных шлицах ведомой полумуфты. В барабане с возможностью осевого перемещения смонтирован нажимной диск, связанный через наклонно установленные пружины с опорным диском (1).
По мере возрастания передаваемого крутящего момента окружная сила изгибает защемленные краямп пластины, уменьшая величину осевой силы, сжимающей диски.
Однако указанная муфта имеет низкую нагрузочную способность и долговечность в связи с быстрым износом упругих пластин.
Известна фри кционная предохранительная муфта, содергкащая ведущую полумуфту в виде фланца и жестко связанной с ним обоймы, B которой смонтирован с возможностью осевого перемещения нажимной диск, связанный через пружины с ведущими дисками и с помещенным между ними ведомым диском, сопряженным фигурным отверстием с ведомым валом (2). Диски снабжены торцовыми зубьями, поочередно набраны в пакет и удерживаются в зацеплении один с другим блокирующим механизмом в виде двух колец, между которыми расположена обойма с отверстиями для тел качения, входящих в выточку кольца, закрепленного в корпусе муфты )2).
t0
Однако известную муфту характеризуют большие радиальные и осевые габариты, увеличивающие маховой момент, что уменьшает нагрузочную способность, невозможность передачи крутящего момента между несоосными валами, неравномерное удельное давление на рабочей поверхности дисков, быстрый износ торцовых кулачков, а также низкая чувствительность и точность срабатывания.
Цель изобретения — обеспечение подачи крутящего момента между несоосными валами, повышение нагрузочной способности, чувствительности и точности срабатывания.
62507!
Это достигается тем, что у предлагаемой муфты на торцах ведущих дисков выполнены выступы, а на обращенных один к другому торцах фланца и нажимного диска выпол-, нены пазы. При этом выступ одного из ведущих дисков шарнирно закреплен концом в пазу нажимного диска, а выступ другого диска диаметрально противоположным концом — в пазу фланца. Пружины выполнены плоскими и каждая из них помещена между дном паза и торцом конца выступа, а ведущие и ведомый диски установлены под углом к оси вращения муфты.
На фиг. 1 изображена предлагаемая муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — муфта, общий вид с частичными разрезами; на фиг. 3 — вид по стрелке А на фиг. 1.
Муфта содержит ведущую полумуфту в виде фланца 1. жестко установленного на ведущем валу 2. На торце фланца выполнен диаметральный паз 3, и который входит выступ 4 ведущего диска 5. Между дном 5 20 паза 3 и торцом 7 выступа 4 помещена плоская пружина 8. На.ведущем диске 5 закреплена фрикционная накладка 9, взаимодействующая с ведомым диском 10, сопряженным фрикционной накладкой l l, закрепленной на ведущем диске 12, опирающемся на пружину 8.
Диски 5 и 12 шарнирно закреплены диаметрально противоположными концами 13 и 14 в пазах 3 фланца l и нажимного диска 15, установленного с возможностью осевого перемещения с помощью гайки !6 в обойме 17, жестко связанной с фланцем. B обойме 17 смонтированы фиксаторы 18, свободно входящие в пазы 19 нажимного диска 15. Ведомый диск 10 сопряжен с ведомым валом 20 центральным фасонным отверстием 21, обеспечивающим ведомому диску !О качательное движение совместно с шарнирно установленными ведущими дисками 5 и
12 в плоскости, проходящей через ось вращения муфты. Под углом к последней уста- @„ новлены диски ведущие 5, 12 и ведомый !0.
Муфта работает следующим образом.
Крутящий момент передается с ведущего вала 2 на фланец l и жестко связанную с ним обойму 17 и далее — на . шарнирно установленные ведущие диски 5 и 12, в нор- 45 мальном режиме работы занимающие наклонное к оси вращения положение, поддерживаемое плоскими пружинами 8.
Далее момент передается через фрикционные накладки 9 и 1! и за счет наклонного положения ведущих 5, 12 и ведомого 10 дисков — на вал 20.
В момент перегрузки, т.е. останова ведомого вала 20, ведущий вал 2 продолжает вращаться, шарнирно установленные диски 5, !2» 10 займут положение, перпендикулярное к оси вращения, сжав при этом плоские пружины 8, после чего происходит проворот ведущих 5 н 12 дисков относительно ведомого !О.
Фориила изобретения
Фрикционная предохранительная муфта, содержащая ведущую нолумуфту в виде фланца и жестко связанной с ним обоймы, в которой смонтирован с возможностью осевого перемещения нажимной диск, связанный через пружины с ведущими дисками и с помещенным между ними ведомым диском, сопряженным фигурным отверстием с ведомым валом, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения подачи крутящего момента между несоосными валами, повышения нагрузочной способности, чувствительности и точности срабатывания, на торцах ведущих дисков выполнены выступы, а на обращенных один к другому торцах фланца и нажимного диска выполнены пазы, при этом выступ одного из ведущих дисков шарнирно закреплен концом в пазу нажимного диска, а выступ другого диска диаметрально противоположным концом — в пазу фланца, пружины выполнены плоскими и каждая из них помещена между дном паза и торцом выступа, а ведущие и ведомый диски установлены под углом к оси вращения муфTbl.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе: !. Авторское свидетельство СССР № 488030, кл. F 1б D 7/02, 1973.
2. Авторское свидетельство СССР № 427183, кл. F 16 D, 7/02, 1972.
Редактор Л. Н ародная
Заказ 5376 32
Составитель О. Догвинова
Техред Q. Луговая Корректор Д.Мельниченко
Тираж 1198 Подписное
LlHHHllH Государственного комитета Совета Министров СССР по. делам изобретений н открытий
1 13035, Москва, Ж-35. Раушская наб., д. 4/5
Фнлнал ППП «Патента, r. Ужгород, ул. Проектная, 4