Предохранительный клапан
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Рес1тублик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 29,07.76 (21) 2392222г25-08 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 25 09 78,Бюллетень №35 (45) Дата опубликования описания 28.08ЛЗ (11) 625082 (51) М. Кл.
F 16 К 17/04
Государственный комитет
Совета Миииотроо СССР ио долом иэооретоиий и открытий (53) УДК621.646 (088. 8) (72) Автор изобретения
Л. В. Карсавин (7l) Заявитель (54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН
Изобретение относится к пневмоавтоматике и предназначено для предохранения гидро- и пневмосистем от повышения в них давления, выше допустимого.
Известны предохранительные клапаны, рабочий орган которых, нагруженный пру- 5 жиной, взаимодействует с седлом 11j.
Эти клапаны не могут работать в системах с реверсом потока и не обеспечивают ступенчатого срабатывания.
Известен также и предохранительный кла10 пан, в корпусе которого размещен запорный орган, взаимодействующий с подвижным в осевом направлении подпружиненным седлом (2j.
Такой клапан не имеет релейной харак- 15 теристики и не обеспечивает реверса потока.
Предлагаемый клапан отличается от известных тем, что запорный орган свободно размещен в корпусе, подпружинен с обеих сторон и ограничен в осевом перемещении серьгой, связанной резьбовым соединением с корпусом. Предлагаемый клапан обеспечивает многоступенчатое релейное срабатывание в один расходный тракт при увеличении перепада давлений, реверс потока при нулевом перепаде на клапане и исключение сухого трения.
На чертеже представлен описываемый клапан.
Он содержит запорный орган 1, пружину
2, упирающуюся в подвижную опору 3, пружину 4 седла 5, пружину 6 второй подвижной опоры 7, механический упор 8, регулировочный элемент 9, кинематически связанный с серьгой 10, шпильку 11, жестко закрепленную в корпусе запорного органа 1, и корпус 12.
Рабочее давление Ре„, попав в полость А запорного органа 1, который свободно взвешен между пружиной 2, опирающейся на регулируемую подвижную опору 3, и пружиной 4, опирающейся на подвижное в осевом направлении седло 5, проходит через регулируемый переменный кольцевой зазор «а» между торцами запорного элемента клапана и торцами седла 5 в полость Б. Площадь кольцевого зазора «а» равна разности площадей F — F .
При нарастании давления Р« давление в полости А повысится, и пропорционально ему увеличится расход через кольцевой зазор «а» в полость В, образованную заглуб625082
Формула изобретения
Предохранительный клапан, в корпусе которого размещен запорный орган, взаимодействующий с подвижным в осевом направлении седлом, отличак>шии>ея тем, что, с целью обеспечения реверса потока, запорный орган свободно размещен в корпусе и
3 подпру>кинен с обеих сторон, в корпусе по оси запорного органа закреплена серьга, ограничивающая его перемещение в осевом направлении.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авторское свидетельство СССР
Л > 391330, кл. F 16 К 17/04, !973.
2. Башта Т. М. Гидропривод и гидроавтоматика, М., 1972, с. 105, рис. 73 б и в.
3 ленной перегородкой !3. Из полости В поток, приобретая ускорение в зоне узкого сечения F конически расширяющегося канала седла 5, попадает в полость Б.
Степень нарастания скорости потока в узком сечении F> седла 5 пропорциональна величине падения давления в полости !3, так как при разгоне потока в узком сечении
F q седла 5 кольцевой зазор «а» начинает затормаживать поток, входящий в полость
В из полости А. При строго определенных !Р значениях скорости потока и падения давления в полости В равновесие взвешенной в статическом положении рабочего тела системы клапан — седло нарушается, и запорпый орган 1, расслабив пружину 2 и сжав пружину 4, релейно перекроет расход, сокращая при этом кольцевой зазор «а» до нуля. I
Давление в полости А растет, и под действием перепада давлений запорный орган
1 вместе с седлом 5 начинает перемещаться 2р вниз, сжимая пру>кину 6, затяжка которой регулируется подвижной опорой 7 на заданный перепад давлений в" закрытой системе клапан — седло.
При заданной величине совместного промежуточного хода запорного органа 1 с седлом, определяемого затяжкой пружин 2 и 4 и величиной кольцевого зазора «а» в статике, происходит дальнейшее расслабление пружины 2, которое приводит к нарушению равновесия сил, действующих на запорный орган 1 при его закрытом положении> и его релейному отрыву от седла 5 под действием сжатой до этого пружины 4 с релейным возобновлением расхода из полости А в полость В с одновременным замедлением или остановкой хода седла 5. При дальнейшем непрерывном увеличении Р„давление в полости А растет, увеличивается скорость потока в узком сечении седла 5, падает давление в полости В, цикл релейного срабатывания запорного элемента на закрытие повторяется, но уже при другом значении за4 тяжки пружин 2 и 4 и другом давлении в полости А. Повторяется и цикл совместного хода элемента с седлом до тех пор, пока система клапан-седло не совершит совместного хода, равного >„который задается регулировочным элементом 9 и ш ар ни рно соеди ненной с ним серьгой IO.
Соединенная жестко с запорным органом
1 шпилька 11 упирается в серьгу 10, запорный орган 1 останавливается и при продолжении хода седла 5 под действием сжатой при его закрытии пружины 4 релейно отрывается от седла 5 с возобновлением расхода из полости А в полость Б, который приобретает максимальное значение и больше не перекрывается.
Величины давлений рабочего тела внутри корпуса 12 не влияют на его работоспособность, так как срабатывание предохранительного элемента происходит по скорости потока и перепаду давлений в полостях А, Б и Г.
При реверсе потока в системе перепад давлений в полостях А и Б выравнивается, запорный орган 1 и седло 5 под действием пружины 6 возвращаются в исходное положение, где запорный орган релейно открывается на величину кольцевого зазора а, отрегулированного в статическом положении рабочего тела, и свободно прои !екает расход из полости Б в полость А.
/8õ
Составитель Э. Венгерский
Редактор В. Дибобес Текред О. Луговая Корректор H. Tynuua
Заказ 5377/33 Тираж 198 Подписное
LlHHHIlH Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
I 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал IlIIIl «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4