Способ обработки зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ЪА ГЕЮТ1;4С А

СПИ НИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ р 625855

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВЙДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву 457553 (22) Заявлено 21.03.77 (21) 2466140/25-08 с присоединением заявки № (51) М. К .

В 23F 5/00 (43) Опубликовано 30.09.78. Бюллетень № 36 (45) Дата опубликования описания 21.08.78 (53) УДК 621.914.7:

:621.924. .83 (088.8) ло делам иэобретений и открытий (72) Авторы изобретения

Л. В. Коростелев и В. Д. Борисов

Московский станкоинструментальный институт (71) Заявитель (54) СПОСОБ ОБРАБОТКИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

ГосУдаРственный комитет (23) Прио итет

Совета Министров СССР

Изобретение относится к области металлообработки и может найти применение при производстве зубчатых колес.

Известны способы обработки зубчатых колес с произвольным расположением осей и точечным касанием зубьев в передаче с использованием винтового производящего колеса.

По основному авт, св. № 457553 известен способ обработки зубчатых колес, согласно 1р которому обработку производят двумя резцами, режущие кромки которых имеют форму гладких кривых, например, второго порядка, соприкасающихся в точке и имеющих в ней общую касательную. При этом 15 резцам сообщают винтовое движение с параметрами, равными параметрам винтового производящего колеса.

Однако обработанные таким способом рабочие поверхности взаимодействующих зубьев имеют разное удельное скольжение и неодинаковый абразивный износ.

Целью изобретения является создание на каждом из взаимодействующих зубьев в проектируемой передаче равных и постоянных скольжений.

Для этого ось винтового производящего колеса располагают под углом к оси винтового относительного движения, котангенс которого определяют равным полуразности 30 котангенсов углов, образуемых осью винтового относительного движения с осями колес.

На фиг. 1 изображена схема способа обработки зубчатых колес; на фиг. 2 — тоже, вид в плоскости, параллельной осям колеса.

Оси зубчатых колес 1 и 2, вращающихся с угловыми скоростями отт и тол, удалены друг от друга на межосевое расстояние и скрещиваются под углом Z. Межосевой перпендикуляр обозначен через L.

Обработку производят двумя резцами, режущие кромки которых имеют форму плавных кривых а — a и в — в, соприкасающихся в точке с и имеющих общую касательную d — d. Резцам задают винтовоедвижение вокруг и вдоль оси винтового производящего колеса 3 с его угловой тлв и поступательной V3 скоростями. При таком движении производящих кривых а — а и в — в контакт образованных поверхностей

А и В будет происходить в точке с касания кривых а — а и в — в.

Ось 4 винтового относительного движения составляет с осями колес 1 и 2 углы соответственно Х, и Z> и удалена от них на расстояния а1 и аа. При этом выполняются равенства Z +Zq — — Х и а1+ ао — — а„.

При винтовом движении точки с параметрами винтового производящего колеса профилируются две взаимоогибаемые кри625855

Формула изобретения

Ctg s, = (Ctg е, — Ctg е,)/2

Составитель В. Слиткова

Корректор Н. Федорова

Реда кто р Г. Л а новая

Текред 11. Рыбкина

Заказ 1823/3 Изд. ¹ 612 Тираж 1221

НПО Государствснного комитета Совета Министров СССР по дслаги изобретений п открытий

113035, Москва Я(-35, Рауьиская наб., д. 4/5

Подписное

Типография, пр. Сапунова, 2 вые g — g и к — к, имеющие в точке с общую касательную, совпадающую с вектором относительной скорости V„.

Ось винтового производящего колеса 3 устанавливают к оси 4 винтового относительного движения под углом Хз, определяемым зависимостью

Как было установлено в результате исследования, этим достигаются на каждом из взаимодействующих зубьев в проектируемой передаче равные и постоянные удельные скольжения кривых g — g и к — к.

Способ обработки зубчатых колес по основному авт. св. № 457533, о т л и ч а ю5 шийся тем, что, с целгпо создания на каждом из взаимодействующих зубьев в проектируемой передаче равных и постоянных скольжений, ось виптово о производящего колеса располагают под углом к оси винто10 вого относительного движения, котангенс которого определяют равным полуразности котангенсов углов, образуемых осью винтового относительного движения с осями колес.