Способ автовакуумной пайки крупногабаритных деталей
Иллюстрации
Показать всеРеферат
щ 625858
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ к ws o caoev cseparhasc n
Союз Советских
Социалистических
Республик
1
1 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 16.03.76 (21) 2334399/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.09.78. Бюллетень № 36 (45) Дата опубликования описания 21.08.78 (51) М. Кл."В 23К 1!12
Государственный комите1
Совета Министров СССР (53) УДК 621 791 3 (088.8) ло делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
В. Н. Радзиевский и В. И. Рымарь (71) Заявитель Всесоюзный научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт компрессорного машиностроения (54) СПОСОБ АВТОВАКУУМНОЙ ПАЙКИ
КРУПНОГАБАРИТНЫХ ДЕТАЛЕЙ
Изобретение относится к области высокотемпературной пайки и предназначено для получения крупногабаритных конструкций.
Известен способ пайки крупногабаритных конструкций в защитной атмосфере, при котором детали собирают, нагревают в защитной среде до температуры пайки и охлаждают.
Недостатком этого способа является получение швов с непропаямп и значительной пористостью.
Известен также способ пайки, при котором собирают детали под пайку, помещают припой и сорбент во вспомогательную камеру (копильник), собирают вспомога тельную камеру с паяемыми деталями отверстием для выхода припоя к паяльному зазору, затем герметизируют сваркой зазор и вспомогательную камеру, после чего нагревают паяемые детали до температуры пайки и охлаждают их.
Недостатками данного способа являются высокая температура пайки (процесс может быть осуществлен при нагреве до температуры свыше 1000 С, так как только в этих условиях происходит очистка поверхностей паяемых деталей от окисной пленки), значительная пористость и непропаи, обусловленные присутствием в паяльном зазоре значительного количества остаточных газов.
Целью изобретенпя является разработка способа пайки крупногабаритных деталей, обеспечивающего снижение температуры пайки и повышения качества соединений.
5 Поставленная цель достигается тем, что перед нагревом под пайку в паяемых деталях выполняют технологические отверстия, ведущие в зазор, через которые вспомогательную камеру и зазор продувают кисло10 родом, герметизируют паяльный зазор и осуществляют местный нагрев камеры до температуры поглощения сорбентом активных газов.
15 При местном нагреве вспомогательной камеры с сорбентами Ti, Nn, Мп+Сг, которые были взяты в количестве 0,04 г на 1 см замкнутого объема как показали массспектрометр ические исследования, происхо20 дит поглощение кислорода при температурах 500, 600, 600 С соответственно, а азота при температурах 750, 850, 850 С соответственно. Бо время последующего нагрева для пайки герметизированный паяльный зазор и камера находятся под вакуумом, остаточная атмосфера которого не содержит кислорода. Следовательно, поверхности паяемых деталей и припой во время нагрева под пайку не окисляются, что обеспечи30 вает смачиванпе поверхностей припоем и
625858
Составитель И. Ключников
Техред Н. Рыбкина Корректор Е. Хмелева
Редактор Н. Суханова
Заказ 1646/1 Изд. № 638 Тираж 1221 Подписное
НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 5Ê-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 создает условия, необходимые для пайки уже при температурах выше 600 С.
Предлагаемый способ осуществляется в следующей последовательности.
Детали собирают под пайку, во вспомогательную камеру помещают сорбент и припой.
Собирают вспомогательную камеру совместно с паяемыми деталями отверстием для выхода припоя к паяльному зазору. 10
Паяльный зазор и вспомогательную камеру герметизируют сваркой. В паяемых деталях выполняют технологические отверстия, через которые продувают паяльный зазор и вспомогательную камеру кпслоро- 15 дом. После чего паяльный зазор и камеру герметизируют, а камеру нагревают до температуры поглощения сорбентом активных газов. Затем нагревают паяемые детали до температуры пайки и детали охлаждают. 20
Предлагаемый способ опробован в лабораторных условиях.
Для этого две фрезерованные детали из ст. 3 размером ЗООХЗООХ800 собирали под пайку, предварительно установив на паяе- 25 мых поверхностях дистанционные прокладки из стальной фольги толщиной 0,1 мм, определяющие размер паяльного зазора.
В камеру, состоящую из двух отсеков, помещали припой ВПР-4 и сорбент — смесь 30 порошков марганца и хрома грануляции
50 мкм в количестве 0,04 r на 1 смз объема зазора и камеры. Затем камеру собирали с паяемыми деталями отверстием для выхода припоя в паяльный зазор. Затем че- 35 рез технологические отверстия продували вспомогательную камеру и зазор кислородом при избыточном давлении P=0,5 ати.
После продувки отверстия закрыли калиброванными металлическими пробками и заварили. Камеру предварительно прогрели до 600 С. Затем узел поместили в печь
СН0-2,3/15, где его нагрели до температуры
980 С, выдержали 5 мин и охладили с печью.
Технико-экономическая эффективность изобретения заключается в получении качественных деталей, таких как картер компрессора при температуре пайки ниже
1000 С с применением обычного нагревательного оборудования. Это позволит повысить производительность процесса пайки и снизить себестоимость изделия.
Формула изобретения
Способ автовакуум ной пайки крупногабаритных деталей, при котором собирают детали под пайку, помещают припой и сорбент во вспомогательную камеру, собирают вспомогательную камеру с паяемыми деталями, затем герметизируют сваркой зазор и вспомогательную камеру, после чего нагревают паяемые детали до температуры пайки и охлаждают их, отличающийся тем, что, с целью снижения температуры пайки и повышения качества соединения, перед нагревом под пайку в паяемых деталях выполняют технологические отверстия, ведущие в зазор, через которые вспомогательную камеру и зазор продувают кислородом, герметизируют паяльный зазор и осуществляют местный нагрев камеры до температуры поглощения сорбентом активных газов.