Устройство для переключения ступенчатых коробок скоростей
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Класс 63с, 20„i
63с, 8„, М 62о92
СCCP описчник изоь ктьния
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
К. С. Карпухин
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕКЛК)ЧЕИИЯ СТУПЕНЧАТЫХ КОРОВОК
СКОРОСТЕЙ
Чаявг!сно 26 !ионн 1939 г. за М 25085i314562 в Народный Комиссариат среднего машиностроения СССР
Изобретение относится к устройству для переклloilcIII стуllcllsaтых коробок скоростей.
Известны устройства для переключения ступенчатых коробок скоростей с использованием педали сцепления в качестве рычага и вилок, сопрягacliIblh с педа,!bio ереа посредство стержHs;. котор>ий IlpptcTal ляется поперек их движения.
Для переключения коробки скоростей;!звестно также применени.
::араллельно располо>кенных зубчатых реек, сце!!,!я.;lь!х с "-убчатым сектором, переставляемым поперек их движения.
Описываемое устройство для переключения ступенчаты i коробок скоростей отличается от известных тем, что для авто !атического персключения коробки скоростей с низшей ступени на высшую применена пружина, которая переставляет в сторону высшей ступени стержень. передвигающий зубчатый сектор поперек движения реск, связанных с вилками переключения. Для ограничения этой переста!!овки служат подпру>киненные стопоры, последовательно взаимодействующие с упорамии ня стер>кне и явтом ятически Вклю -!я еъ!ые — один Ilp! I вы жи м ян!и! педали сцепления, а другой — при ее отпуске.
Стержень может передвигаться внутри поворотной вту,!ки, которая служит для выключения стопоров и снабжена соответствующими отверстиями, через которые проходят концы этих стопоров. Стопоры смещены относительно друг друга по длине стержня, а отверстия в поворотной втулке расположены таким ооразом. что при ее поьорачивании один стопор выключается, когда другой включается.
Концы стопоров выполнены таким образом. что при дви I el I!I! стерЛ 62592 кня с зубчатым сектором против давления пружины оба стопора авто матически выключаются под действием упоров па стержне.
На фиг. l изображен наружный вид коробки скоростей с описываемым устройством для переключения; на фиг. 2 — рычаг переключения скоростей под рулевым штурвалом; на фиг, 3 — коробка скоростей и продольном разрезе; на фиг. 4 — поперечный разрез по А-А на фиг. 3; на фиг. 5 — разрез по E-E на фиг. 3; на фиг. 6 — разрез по С-С на фиг. 4; на фиг. 7 — разрез замка со стопорами по диаметральной плоскости на фиг. 6; на фиг 8 — сечение перпендикулярно оси стопора на фиг. 6.
В направляюгцих 1, установленных в крышке коробки скоростей обычного типа, скользят два разрезных валика 2 — один для заднего хода и первой скорости, другой †д второй и третьей скорости. Обе половины каждого валика скреплены между собой двумя рейками 8— одной сверху, другой — снизу (см. фиг. 5). К нижним рейкам прикреплены вилки переключения. На поворотную втулку 4 надета шестеренка 5, Внутри втулки 4 находится вереставной стержень 6. На поворотной втулке 4 имеется два противоположных отверстия, в которые входит шплинт 7, скрепляющий шестеренку 5 со стержнем 6. . На одном. конце валиков 2 находятся пружины 8, которые держат
«алики 2 в нейтральном положении. Благодаря двум скользящим шайбам и двум упорам, эти пружины фиксируют валик 2 в среднем положении. При ходе валика 2 в ту или другую сторону пружина 8 начнет еж им аться.
Замок 9 (см. фиг. 6) сидит неподвижно на повооотной втулке 4, но дает возможность стержню 6 свободно поворачиваться. Замок 9 имеет два подпружиненных стопора 10 и 11, расположенных противоположно и смещенных относительно друг друга на ширину кольцевого упора 12 стержня 6. Поворотная втулка 4 имеет под стопорами 10 вырезы, в:;оторые попеременно заходят стопоры 10, упираясь в стержень 6 (фиг. 7).
На конце втулки 4 сидит рычаг 18, который связан с одной стороны с пружиной 14 и с другой — через тягу 15 с рычагом 16 и через втулки с педалью 17 сцепления.
Благодаря пружине 14 осуществляется поворот втулки 4, а с нпм
v: шестеренки 5. Поворот шестеренки 5 в обратную сторону осуществляется от педали 17 сцепления рычагом 16 через тягу 15 и рычаг 16 с растяжением пружины 14. Рычаг 18, находящийся под рулевым штурвалом или на щитке, связан со стержнем 6 таким образом, что последний может врап;аться и в то же время рычаг 18 может перемещать стержень 6 в осевом направлении. Пружина 19. оттягивает рычаг 18, а следовательно, и стержень 6 в сторону повышения передач.
При выжимании педали 17 сцепления (см. фиг. 1) сначала выключается сцепление (на 50 мм хода педали), рычаг сцепления 20 доходит до упора и дальше за счет деформации пружины 21 педаль может продолжать свое движение. С этого момента через рычаг 16 вступает в работу тяга 15 и, воздействуя на рычаг 16, поворачивает поворотную втулку 4, растягивая пружину 14; вместе с втулкой 4 поворачивается шестеренка 5. которая была сцеплена с одной из реек 3, в зависимости от включенной передачи; рейка 8 ппееррееммеессттииттссяя, при этом она переставит шестерни посредством вилок в нейтральное положение.
В этот момент B замке 9 стопор 11 войдет в свое отверстие на поворотной втулке 4 за кольцевой упор 12 на стержне 6, вследствие чего другой стопор 10, находившийся в своем отверстии и задерживавший стержень от дальнейшего перемещения, будет отжат.
Когда стопор 11 зайдет за кольцевой упор, стержень 6 под действием пружины 19 переместится и следующим кольцевым упором найдет па стопор 11 (см. фиг. 7), это положение соответствует моменту, когда гцестеренка 5 войдет В зацепление со следующей репкой 3.
При отпуске педали 17 сцепления пружина 14 поворачивает через рычаг 18 поворотную втулку 4 и шестеренку 5, Шестеренка 5, будучи сцеплена с одной из реек 3, перс tccrtlz послеztatoto в определенном направлении. Это повлечет за сооой включение передачи. Сцепление шестеренки 5 с нижней рейкой 3 вызовет ее перемещение влево, что соотВетствует для одного валика 2 переключению на прямую передачу, либо для другого валика 2 на первую.
Сцепление шестеренки 5 с верхней рейкой 8 вызовет ее перемещение вправо, что соответствует BTvpott передаче. а для другого Ва,ltlка 2 — заднему ходу.
В момент обратного поворота втулки 4 под действием пружины 14 стопор 11 начнет выходить из отверстия, а стопор 10 — входить в свое отверстие. Образовавшийся зазор между стопором 10 и кольцевым упороlt 12 оvдет Вь1бр IH Ол3гog3pH t3лhHСЙIIJемl cTpемленtllo cTI= pHcHН 6 перемещаться под действием пружины 19. Это произойдет тотчас же или при следующем переключении, когда шестеренка 5 начнет повора".èâàòüñÿ обратно; в этот момент действие пру>кпны 14 не сказывается, и стержень 6 сВоим кольцезым споро\! 12 может сВОбОднО достигнуть стопора 10. При дальнейшем нажатии педали сцепления стопор 10 будет выходить из своего отверстия, а стопор 11 Входить уже за данным кольцевым упором 12, и тогда начнется повторение всего цикла. Таким образом, при поворачивании поворотной втулки 4 происходит включение одного стопора и выключение другого.
Возврат на низшую передачу происходит отводом рычага Ih npu полном отжатии педали 17 сцепления. Кольцевые упоры 12 на стерж le 6 могут свободно перемсгцаться обратно. благодаря скосам на стопорах 10 и 11.
Конструкция замка 9 может быть другой, например, с двухсторон«ей собачкой.
Предмет изобретения
1. Устройство для переключения ступенчатых коробок скоростей с использова«ием педали сцепления в качестве рычага и с применением вилок, спрягаемых с педалью через посредство переставного поперек нх движения стержня, отличающееся тем, что, с целью автоматического переключения коробки скоростей с низшей ступени на высшую, применена пружина 19 для перестановки стержня 6 и два подпружиненных стопора 10 и 11 для ограничения этой перестановки, последовательно взаимодействующие с упорами 12 на стержне 6 н автоматическ I выключаемые — один стопор 10 при выжимании педали и другой 11 пр. t отпуске последней.
2. Форма выполнения устройства по и, 1, отличающаяся тем, lò0 для выключения стопоров 10, 11 применена поворотная втулка 4, схватывающая переставной вдоль нее стержень 6 и снабженная соотВетствующими отверстиями для прохода сквозь них концов стопоров 10, 11, смещенных относительно друг друга по длине стержня 6, причем отверстия для концов стопоров 10, 11 расположены на втулке 4 . аким Образом, что при ПОВОрачиВапип ср Один стопор BblK 1ючается. когда другой включается, 3. Форма выполнения устройства по пп. 1 и 2, отличающаяся гем, что концы стопоров 10, 11 осу цествлепы таким образом, что прп движении стержня 6 против давления пружины 19 стопоры автоматически выключаются под действием упоров 12. № б2592
1Р Ю Ю Ф 1>
С-С
Рис 8
Риз. 5
Рие. 7
Редактор И. М. Майзенберг Техред Т. П. Курилко Корректор H. В, Щербакова
Подп. к печ. 10. П. 52 г
Ззк. № 247 д. 2/б
Орловская областная типография «Труд», ул. Ленина, 1.
Формат бум. 70Х108 /и
Тираж 200
ЦБТИ при Комитете по делам изобретений при Совете Министров СССР
Москва, Центр, М, Черкасский пер., Обьем 0,52 изд. л.
Цена 5 коп. и открытий