Механизм поворота направляющих лопаток турбомашины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
III) 626228 се1ва соеетсиии
Сециааистичесиих
Респубики (61) Дополнит(льное и авт. свид-ву (22) Заявлено 10.01.77 (21) 2441000/24-06 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.09.78. Бюллетень № 36 (45) Дата опубликования описания 30.08.78 (51) М КлF 01D 9/02
F 04D 29/46
F 04D 27/00
Государственный комитет
Совета Министров СССР во .девам изобретений и открытий (53) УДК 621.515-226. .37 (088.8) (72) Авторы изобретения
А. Н. Богачук и В. В. Рыбаков 71) Заявитель
Ярославское объединение по производству автомобильных дизельных двигателей (54) МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА НАПРАВЛЯЮЩИХ
ЛОПАТОК ТУРБОМАШИНЫ
Изобретение относится к турбомашинам, а именно к механизмам поворота направляющих лопаток, и может быть использовано, например, в регулируемом сопловом аппарате транспортного газотурбинного двига- 5 теля.
Известен механизм привода направляющих лопаток турбомашины, содержащий ведущее звено, связанное с лопатками при помощи промежуточных звеньев, выполнен- 10 ных в виде закрепленных на цапфах лопаток шестерен, входящих в зацепление с зубчатым венцом ведущего звена (!).
Недостатками указанного механизма являются невозможность однообразной уста- 15 новки лопаток при монтаже вследствие неизбежных погрешностей сборки, а также наличие зазоров в зубчатых зацеплениях.
Известен также механизм поворота направляющих лопаток трубомашины, содер- 20 жащий ведущее звено, соединенное с лопатками при помощи промежуточных звеньев, каждое из которых выполнено в виде гибкого элемента, охватывающего цапфу лопатки и за(риксированного на ней (2). 25
Такой механизм является наиболее близким к изобретению Ilo технической сущности и достигаемому эффекту.
Недостатком этого механизма является низкая то(ноет(регулирования положения 30 лопаток, обусловленная тем, что гибкие элементы лопаток соединены последовательно один с друп(м, образуя единую кинсматнческую цепь, вследствие чего погрешности в угле поворота лопаток, вызванные упругими деформациями промежуточных звеньев, последовательно суммируются по мере перехода от одной лопатки к другой. Причем деформации первых по ходу силового потока промежуточных звеньев сравнительно вслпкп, так как этп звенья преодолевают сопротивление весx последующих за ними лопаток.
LIc ll> II300PcT(lIIIZI — 1Io13bllII(. llllo 1oч1100 г11 регулирования положения лопаток.
Это достигается тем, что ведущее звено механизма выполнено в виде жесткого кольца, снабженного кронштейнами, и концы гибких элементов каждой лопатки закреплены в этих кронштейна.:.
На фнг. 1 н;300р2 жсн2 ки13емати Iесl 2Я схема механизм l; на фиг. 2 — узел соединения одной из лопаток (ведущим звеном, в плане; на фиг. 3 — регулируемый аппарат, продольный разрез.
Механизм поворота направляющих лопаток т рбомашины содержит жесткое всд щсс звено, выполненное в виде кольца 1 с кр он111тс13 н;1 3111 2, (00, Il ill(11110(. (.10112 l lw2 M II
626228
А-A
Pur. /
Составитель В. Белоусов
Редактор Н. Богатова Техред А. Камышникова Корректор О. Данишева
Заказ 1687/4 Изд. № 660 Тираж 638 Подписное
11ПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Щ/г 2
Типография, пр. Сапунова, 2
3 при помощи промежуточных звеньев 4, каждое из которых выполнено в виде гибкого элемента, охватывающего цапфу лопатки 3 и зафиксированного на ней. Концы гибких элементов закреплены в кронштей- 5 нах 2 при помощи резьбовых втулок 5, позволяющих регулировать их натяжения.
Механизм работает следующим образом.
При необходимости изменения положения лопаток 3 приводное устройство пово- 10 рачивает ведущее кольцо 1. Через гибкие элементы движение от ведущего звена передается на лопатки 3, которые поворачиваются на заданный угол.
При таком выполнении механизма каж- 15 дая лопатка со своим гибким элементом включена в кинематическую цепь параллельно, благодаря чему деформации звеньев невелики и одинаковы, так как каждое из них преодолевает сопротивление только 20 одной лопатки; суммирования погрешностей в угле поворота в этом случае не происходит, Тем самым обеспечивается достаточно высокая точность регулирования по ложения лопаток.
Формула изобретения
Механизм поворота направляющих лопаток турбомашины, содержащий ведущее звено, соединенное с лопатками при помощи промежуточных звеньев, каждое из которых выполнено в виде гибкого элемента, охватывающего цапфу лопатки и зафиксированного на ней, отличающийся тем, что, с целью повышения точности регулирования положения лопаток, ведущее звено выполнено в виде жесткого кольца, снабженного кронштейнами, и концы гибких элементов ка>кдой лопатки закреплены в последних.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент ФРГ № 2039064, кл. 14с 9/04, опублик. 1972.
2. Патент СШЛ № 3645144, кл. 74 — 89.2, опублик. 1972.