Двухлопастный движитель
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОЬГЕтЕНИЯ " 2 20
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советсннк
СЪцнапнстнчеснн и
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-sy (22) Заявлено 2 1,05.76 (23) 23882 39/27-11 (51) М. Кл.
В 63 н 1/06
В 63 Н 16/04 с присоединением заявки РЙ (23) Приоритет— (43) Опубликовано25.1078. Бюллетень % 39 (45) Дата опубликования описания 050978
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК629.1.037. .17.002.54 (088.8) В.И.Лавров (72) Автор изобретения (73) Заявитель (54) ДВУХЛОПАСТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ
Изобретение относится к водному транспорту, в частности к двухлопастным движителям.
Известен двухлопастный движитель, содержащий шарнирно сочлененный с валом движителя рычаг, на противоположных концах которого размещены под углом друг к другу лопасти, и регулятор положения лопастей в виде фланца с возвьыением и направляющей поверхностью для скольжения ребер лопасти, причем рычаг связан с валом движителя посредством радиально-упорных шариков, которые установлены в беговых дорожках на наружной поверхности рычага и на внутренней поверхности отверстия вала, а центр тяжести и центр площади каждой лопасти смещены от продольной оси рычага, при этом вал движителя и фланец установлены в отверстии корпуса судна.
Однако такой движитель не обеспечивает возможности регулирования направления упора.
Цель изобретения — обеспечение воэможности изменения направления упора движителя в диапазоне от 0 до
360 в плоскости вращения лопастей.
Для этого фланец выполнен с кольцевой выточкой и снабжен ограничителем и регулировочным валом, причем ограничитель прикреплен к корпусу судна и размещен своим1концом в кольцевой выточке фланца, а последний расположен в отверстии корпуса судна с воэможностью поворота вокруг оси вала движителя и кинематически связан с регулировочным валом.
Кинематическая связь фланца с регулировочным валом содержит зубчатые звездочки, установленные на !
Ь регулировочном валу и фланце регулятора и связанные цепью.
На фиг. 1 изображен предлагаемый движитель, общий вид; на фиг. 2 — сечение A-А на фиг. 1.
Двухлопастный движитель содержит лопасти 1 и 2, жестко закрепленные на противоположных концах рычага 3 под разными углами. Рычаг 3 шарнирно связан с валом 4 движителя посредством радиально-упорных шариков 5,которые установлены в беговых дорожках на наружной поверхности рычага 3 и на внутренней поверхности отверстия вала 4.Центр тяжести и центр площади лопастей 1 и 2 смещены от продольной
629120
1 НИИПИ Заказ 5980/19 Тираж 561 Подписное
Филиал ППП Патент, r.Óæãoðoä, ул.Проектная,4 оси рычага 3, а соосно с валом 4 снаружи его свободно установлен фланец б, имеющий возможность вращения относительно вала 4.Фланец 6 выполнен с поверхностью Б для скольжения ребер лопасти и с кольцевой выточкой
7, а на корпусе 8 судна установлен ограничитель 9, конец которого раз. мещен в выточке 7 для предотвращения осевОго смещения вала 4.
Фланец б кинематически связан с регулировочным валом 10, например, посредством цепной передачи, содержащей зубчатые звездочки 11 и 12, закрепленные соответственно на валу
4 и на валу 10, и цепь 13. Вал 10 установлен н подшипниках 14 в корпусе судна.
Движитель работает следующим образом.
Во время вращения вала 4 н одном направлении ребра лопастей, поочередно набегая на направляющую поверхность фланца 6, автоматически устанавливают одну лопасть на минимальный угол наклона. а. другую лопасть — на максимальный угол наклона, при этом создается упор движителя. Вращая вал 10 са звездочкой
12, приводят н движение цепь 13, а последняя вращает фланец 6 вокруг вала 4. Прн этом изменяется направление упора движителя н секторе от
О до 360.
Вал 4 вращается только в одном направлении, а фланец 6 вокруг вала 4 — н любом направлении.
Двухлопастный движитель позволяет изменять направление упора н диапазоне от О до 360, а при установке двух днижителей на одном подводном судне обеспечивать спуск, подъем, вращение, движение вперед или назад.
Формула изобретения
1. Днухлопастный движитель, содержащий шарнирно сочлененный c аалом движителя рычаг, на противопо5 ложных концах которого размещены под углом друг к другу лопасти, и регулятор положения лопастей в ниде фланца с возвышением и направляющей поверхностью для скольжения д0 ребер лопасти, причем рычаг сняэан с валом движителя посредством радиально-упорных шариков, которые установлены н беговых дорожках на наружной поверхности рычага -и на д внутренней поверхности отверстйя вала а центр тяжести и центр площади каждой лопасти смещены от продольной оси рычага,при этом вал движителя и фланец установлены н отверстии корпуса судна, отличающийся тем, что, с целью обеспечения возможности изменения направления упора движителя н диапазоне от О до 360 в плоскости вращения лопастей,фланец
25 выполнен с кольцевой выточкой и снабжен ограничителем и регулировочным налом, причем ограничитель прикреплен к корпусу судна н размещен своим концом в кольцевой ныточке фланца,а последний расположен в отверстии корпуса судна с возможностью поворота вокруг оси вала движителя и кинематически связан с регулировочным валом.
2. Движитель по п.1, о т л и
35 ч а ю шийся тем, что кинематическая связь фланца с регулировочным валом содержит зубчатые звездочки, установленные на регулироночном валу и фланце регулятора и
40 связанные цепью,