Сигнализатор положения инструмента в скважине
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Саветских
Социалистических
Республик ж 630390
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. с вид-ву— (22) Заявлено 03.05.76 (21) 2355393/22-03 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 30.10.78. Бюллетень М 40 (45) Дата опубликования описания 03.11.78 (51) М.Кл. Е 21 В 7/04
Е 21 В 47/00
Государственный комитет яо делам изобретений и открытий (53) УДК 622.243. .2,05 (088.8) (72) Авторы изобретения
С. А. Альперович, И. Г. Архипов, А. П. Бахирев, В. П. Варламов, Ф. Х. Горелик и А. Г. Калинин (71) Заявитель Всесоюзный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт буровой техники (54) СИГНАЛИЗАТОР ПОЛО)КЕНИЯ ИНСТРУМЕНТА
В СКВА7КИ Н Е
Изобретение относится х буровой технике, а именно к системам контроля .направления проводки стволов при турбинном бурении скважин.
Известно устройство для проводки стволов нефтяных и газовых скважин, включающее гидротурботахометр, служащий для измерения скорости вращения тур бобура, который снабжен грузовым датчиком-отвесом, связанным с клапаном управления на входе гидроусилителя (И.
Недостаток устройства заключается в том, что датчик-отвес не позволяет клапану управления включать гидроусилитель при отклонении инструмента от заданного направления.
Известно устройство для бурения скважин, включающее сигнализатор положения инструмента в скважине, содержащий полый шток и кожух с днищем и каналом, размещенные в кожухе диафрагму и отвес (2).
Однако такой сигнализатор ненадежен в работе.
Цель изобретения — повышение надежности работы сигнализатора положения инструмента в скважине.
Для этого отвес выполнен полым, а канал кожуха выполнен в его днище, причем днище имеет сферическую форму.
На чертеже схематично изображен сигнализатор, продольный разрез.
Сигнализатор состоит из .корпуса 1, перегородки 2 с центральным отверстием 8, полого штока 4, имеющего седло 5, диафрагмы б, связывающей полый |шток 4 с кожухом 7. В днище кожуха 7 выполнен канал 8. Внутри кожуха размещен полый отвес 9, сообщающий камеру 10 через отверстие 11 и канал 8 с зоной 12.
Канал 8 в кожухе 7 должен быть размещен по одной вертикали с отверстием 11
l3 IKàìåðå 10 при бурении вертикальных скважин, а при бурении наклонно направленных скважин канал 8 должен, быть смещен от о си кожуха 7.
Сигнализатор работает следующим образомм.
При установке спгнализатора в апсидальной плоскости скважины отвес 9 отклоняется в сторону кривизны и совмещает
25 канал 8 с отверстием 11, при этом образуется свободный выход жидкости из камеры 10 и давление в ней пон ижается. В результате диафрагма б вместе с седлом 5 занимает нижнее положение и жидкость свободно проходит через отверстие 8, нс
63ОЗ90 создавая перепада давления в перегородке 2.
При отклонении плоскости искривления переводника от апсидальной плоскости скважины отвес 9 отклоняется, отверстие в трубке отвеса совмещается со сферическим дуси кыкума 7, ца вл еыяе в камере 10 позьиша ет с я, .и днеф ра пма б вместе с седлом
5 занимает верхнее положение. После чего сопротивление общему потоку жидкости увеличивается и давление над перегородкой 2 и соответственно на насосах возрастает, сигнализируя о том, что азимут скважины изменился.
Для установки инструмента в нужном направлении бурильщик проворачивает колонну труб до тех пор, пока трубка отвеса не со1впадет с от верстием цилиндра, о чем будет свидетельствовать понижение давления насосов.
При бурении вертикальных скважин в случае от кл о н елия оси 1аиважины от 1вертикали,,отвес 9 отклоняется и закрывает свободный выход жидкости из камеры 10, 10 в связи с чем также повышается, давление в гидросистеме скважины.
Использование предложенного сигнализатора уменьшает время, .необходимое для .проводки стволов, в овязи с повышением точности ориентировки турбобура в скважине, что приводит к снижению стоимости бурения.
Формула .изобретения
Сигна изатор .положения инструмента в скважине, включающий полый шток и кожух с днищем и каналом, размещенные в кожухе диафрагму и отвес, от ли ч а ющи и с я тем, что, с целью повышения надежности раооты, отвес выполнен полым, а канал кожуха выполнен в его днище, причем днище имеет сферическу ю форму.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авторское свидетельство СССР № 194i692, кл. E 21 В 47/ОО, 1965.
25 2. Авторское свидетельство СССР № 487226, 1кл. E 21 В 7/08, 1974.