Рулевое устройство для винтовых судов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СССР № 63047

Класс 65а, |0

ОПИСАНИЕ ИЗОЬРКтКНИя

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

3арегнстрароваио в Бюро usu6peassnuu Госа и щ

bC C0

ПЛт;-Нт1 О

Н. Н. Кабачинский

Рулевое устройство для винтогых судов

Заявлено 24 иарта 1942 года в Наряоисудпрои за № 212/229 (318441) Опубликовано 31 янв ря 1944 года

Обычно для осуществления заднего хода винтовых судов применяют ревеpcHBHbIH двигатель, или реверсивную муфту, или же винты с поворотными лопастями. При первом приеме снижается коэфициент полезного действия, при втором— усложняется передача и при третьем — винтовая система.

Предлагаемое устройство обеспечивает осуществление заднего хода винтовых судов при применении нереверсивного двигателя и без применения реверсивных м|уфт и винтов с поворотными лопастями.

Достигается это применением направляющего аппарата, устанав.тиваемого позади винта, для изменения направления водяного потока и создания этим потоком реактивного давления на стенки аппарата в направлении, обратном направлению переднего хода судна.

На чертеже фиг. 1 изображает боковой вид устройства, фиг. 2— разрез того же устройства по 1 — 11 на фпг. 1.

Руль 5 поддерживается двумя пальцами 1, вращающимися в соответствующих опорах кронштейна 2.

Тот же кронштейн несет концевой подшипник гребного вала 3. Поворот руля осуществляется с помощью румпеля 4. В нижней, погруж &иной в воду, части кронштейну может быть придана форма, соответствующая вращению потока за винтом. Между пером руля 5 и кронштейном имеется зазор минимальной величины. Вышеописанное сочетание руля и кронштейна имеет целью свести до минимума сопротивление выступающих частей при переднем ходе.

Ось вращения руля располагается перпендикулярно оси гребного вала, которая для удобства вычерчивания расположена на чертеже параллельно нижней линии его отреза, поэтому ватерлиния В-B расположена наклонно.

В зазоре между кронштейном 2 и рулем 5 может перемещаться возвратно-поступательно, параллельно оси пальцев 1 руля, струенаправляюший аппарат. Его уcTI.ottcTBo. наиболее наглядно видно из горизонтальной проекции, представляющей разрез по I — II íа, фпг. 1. Основными частями направляющего аппарата являются два крыла 6 и 7, имеющие цилиндрическую форму с образующей, перпендикулярной оси винта. Крылья соединены с днищевыми листами: нижними 8 и 9 и с такими же верхними. № 63047

Между днищевыми листами располагаются предкрылки, показанные в сечении на горизонтальной проекции: правый 10 и левый 11.

Направляющий аппарат может подниматься и опускаться. Будучи вполне опущен, он располагается в положении А — Б на высоте гребного винта. В совершенно поднятом состоянии (показа но пунктиром) он полностью выходит из воды и располагается за транцем судна|.

В последнем случае за винтом находится TOJIbKO гидродинамический комплекс .кронштейн-руль. Судно идет передним ходом.

При вполне опущенном направляющем аппарате поток воды, отбрасываемой винтом, сначала направляется кронштейном 2, а затея под действием направляющего аппарата получает направление движения, обратное движению судна.

Гидродинамическая реакция стока на стенки крыльев 6 и 7 направля|ощего аппарата получается настолько значительной, что пе только уравновешивает упор гребного винта, но в состоянии создать довольно большую скорость заднего хода.

По отношению к рулю направляющий аппарат может перемещаться лишь поступательно, поэтому он поварачивается вместе с рулем; при повороте руля на заднем ходу одно,временно изменяется направление гидродинамической реакц:и, чем обеспечивается управляемость судна на этом ходу.

Кннематическую схему подъема и направления аппарата .можно варьировать, она не является существенной особенностью изобретения. По одному из многих возможных ваРиантов в качестве направляющих .подъемных приспособлений могут быть использованы задняя кромка .пера руля и планка 12, находящиеся в полости самого руля. По этим направляющим перемещаются двухребордные бегунки 14. В верхнем положении бегунки соответственно отмечены пунктиром.

В показанном на чертеже варианте подъем аппарата осуществляется с помощью гибкой тяги (трос, цепь), направляемой вертикальным блоком 15, укрепленным на румпеле и вращающемся вместе с последним, я двумя горизонтальными блоками 1б а также укрепленными на румпеле двумя горизонтальными блоками 17 с неподвижными осями и с вертикальным блоком 18 также с неподвижной осью. Для облегчения подъема на противоположном конце цепи или троса может быть сделан противовес.

У правление подъемом и спуском аппарата устраивается около штурвала рулевого управления. В случае много вальной установки против каждого винта располагается комплекс кронштейн — руль и направляющий аппарат. Поворот всех рулей осуществляется одним штурвалом.

Подъем же и спуск каждого алларата выгоднее устраивать индивидуальными, с целью иметь возможность работать «правый — впер "д, левый — назад» и т. Il. При полуопущенном аппарате, в зависимости от степени опускания, nroãór быгь получены тихие хода вперЕд и назад.

Таким образом применение направляющего аппарата даат возможность почти столь же удобного управления ходом с капитанского мо"тика, как и при более дорогих и тяжелых устройствах с электропередачей на винт или с помощью гидравлических трансформаторов.

Аппарат может быть помещен как за открытым винтом, так и за винтом, помеща ныи в направляющей насадке. Благодаря значительности гидравлического сечения, аппарат должен создавать быстрое торможение судна. Для увеличения скорости заднего хода аппарат с тыловой стороны мсжет быть снабжен обтекателями.

В случае неоохсдимости работы при низких температурах, некоторые части всего вышеописанного устройства, во избежание обледенения, должны в холодное время обогреваться паром или отходящими газами или теплой водой.

Предмет изобретения

1. Рулевое устройство для винтовых судов, отличающееся № 63047

ФИГ. 2

Отв, редактор Д. А. Михайлов

Госпланиздат Тип. Госпланиздата, им. Воровского, Калуга Л101!80. Зак. 206 применением между пером руля и гребным винтом струенаправляющего аппарата, передвижного поступательно параллельно оси руля, с целью установки в воздухе над уровнем воды при переднем ходе и погружения в той или иной степени в воду для торможения переднего хода и получения тихих ходов

«вперед» и «назад».

2. Форма выполнения рулевого устройства по и. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что струенаправляющий аппарат состоит из двух крыльев 6 и 7, имеющих цилиндрическую форму с образующей, перпендикулярной оси винта, и соединенных с днищевыми листа1мя: нижними — правым 8 и левым 9 и верхними — правым и левым, л, (,