Способ приработки зубчатых колес
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик (631276
Ъ (61) Дополнительное к авт. свил-ву № 304075 (22) Заявлено 24.03..77 (21} 2447 198/25-08 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 05.11.78.Бюллетень № 41 (45} Дата опубликования описания 10.11.78 у
2 (51) М. Кл.
B 23 F 19/02
Госудврственна1й квинтет
Ввветв Инннстров СИР в делам нзабретеннй н еткрытнй (53) УДК 621.923.74:
:621,833,2 (088,8) М. В. Райко, В С. Белоус, В. H. Павпов, В. П. Кадомский (72) Авторы изобретения и В. Н. Жуков (71) Заявитель (54) СПОСОБ ПРИРАБОТКИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
Изобретение относится к метаппообработке.
По основному авт. св. No 304075 известны способы приработки зубчатых копес, при которых в цепи контроля задают эпектрический сигнап, соответствую- 5 щий оптимапьной толщине масляной ппенки, и по изменению потенциана изменяют нагрузку до устранения рассогпасования между этими сигнапами. B процессе такой приработки происходит выгпажива- то ние микронеровностей с одновременным формированием на рабочих поверхностях зубьев смазочного слоя адсорбционного происхождения.
Однако этот способ не обеспечивает т5 длительную контактную выносливость зубчатых копес, работаюших в условиях жидкостного трения. цепь изобретения - повышение дпитепьной контактной выносливости зубчатых 20 колес, работаюших в условиях жидкостного трения.
Дпя этого по предпагаемому способу приработки зубчатых колес после достижения номинального пятна контакта усФ танавпивают постоянную нагрузку, затем нагревают масло до достижения толщины смазочного слоя 0,2-0,5 мкм, обеспечивая формирование на рабочих поверхностях зубьев твердого смазочного опоя, прирашение которого контропируют по падению напряжения на нем и в этом режиме работают до достижения установившейся толщины твердого смазочного слоя, На фиг. 3. изображена электрическая схема измерения топшины твердого смазочного споя между зубьями зубчатой передачи, на фиг. 2 — зависимость образования твердого смазочного слоя от времени дпя масла МК-8.
Электрическая схема контроля топшины твердого смазочного слоя между зубчатыми колесами 1 и 2 состоит из источника 3 постоянного тока, амперметра 4, вольтметра 5„ вкпюченного параппепьнозубчатым колесам посредством токосьемников 6 и регулируемого сопротивления 7. С зубча той парой соединено нагружаюшее устройство 8. Ипя измерения топшины смазоч631276
h,ики
1,5
1,О Риг. Ф
1О 20,70 8, мин
Фиг. 2
Составитель B. Слиткова
Редактор И, Гохфепьд Техред 3. Фанта Корректор Л. Василина
Заказ 6250/12 Тираж 1221 Подписное
ЫНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
11ЭО35, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент", r. Ужгород, уп. Проектная, 4 ного слоя одно из колес эпектроизолировано от корпуса.
Прирабатывают зубчатую передачу до достижения номинального пятна контакта, опредепяемого по установившейся суммар» 5 ной толщине смазочного споя (гидродинамического и адсорбционного происхождения) и определенной вепичины нагрузки, затем устанавливают нагрузку постоянной и нагревают масло до достижения толщи- l0 ны смазочного слоя 0,2-0,5 мкм, обеспечивая формирование на рабочих поверхностях зубьев 1 и 2 зубчатых колес твердого смазочного споя.
Дапее, не изменяя вепичины нагрузки, контролируют приращение твердого слоя на рабочих поверхностях зубьев по вепичине напряжения между колесами, измеряемого вольтметром 5. Измерение падения напряжения в смазочном слое осуществпя-О ется при силе тока Q 1,5 А, Подтверждением формирования сну жит график зависимости образования твердого смазочного слоя от времени дпя масла
МК-8. Как видно из графика твердый слой " растет интенсивно особенно s течение
10 мин. Далее приращение твердого слоя менее интенсивно и через 40 мин устанавпивается постоянная его толщина., При установлении постоянной толщины твердого слоя прекращают приработку.
Обспедование поверхности контакта зубьев показало, что они покрыты сплошным споем твердой ппенки темно-коричневого цвета. Это дает воэможность даже визуапьно проследить за процессом формирования этой пленки при кратковременных остановках.
Такая приработка зубчатых копес, в основе которой лежит процесс формирова« ния твердого смазочного слоя, обеспечивает длительную контактную выносливость зубчатых колес.
Формупа изобретения
Способ приработки зубчатых копес по авт. св. N 304075, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью обеспечения длительной контактной выносливости зубчатых копес, работающих a условиях жидкостного трения путем создания на их поверхности твердого смазочного слоя, поспе достижения номинального пятна контакта между двумя прирабатываемыми колесами нагрузку устанавливают постоянной, нагревают масло до толщины смазочного слоя 0,2-0,5 мкм, контролируют дальнейшее приращение смазочного слон и приработку осуществпяют до установившейся его толшйны.