Захватное устройство для грузов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскик
Социалистических
Республик оо631433 (6l) Дополнительное н авт. свид-ву (5i) М. Кл.
В 66 С 1/бб (22) Заявлено26,11,76 (23) 2423631/29-11 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет (43) Опубликовано0Ы178 Б оллетень N 41 (45) Дата опубликования описания 05.11.78
Государственный коми сев
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.86.061 (088.8) (72) Авторы . изобретения
В.М. Сивохин и А.Г. Зраковский (7l) Заявитель (54) ЗАХВАТНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГРУЗОВ
Изобретение относится к грузоподьемным элементам, в частности к грузозахватным устройствам, приспособленным для работы с подъемно-опускными механизмами, преимущественно для захвата изделий со штырем с фигурной головкой, например топливных сборок ядерных реакторов.
Наиболее близким из известных технических решений является устройство для грузов, имеющих штыри с фигурной головкой, содержащее корпус с шариковыми захватными элементами, полый. цилиндр, охватывающий корпус и соединенный с ним с воэможностью продольного перемещения 1) .
Однако такое устройство недостаточно надежно в работе.
Целью изобретения является повышение надежности устройства в работе.
Поставленная цель достигается тем, что устройство снабжено установленной на полом цилиндре подвижной в продольном направлении кольцевой обоймой, внутри которой укреплен палец, а в теле корпуса .и в стенках полого цилиндра выполнены соосные отверстия, через которые проходит палец обоймы.
На чертеже изображено устройство в рабочем положении в момент установки топливной сборки в хранилище, продольный разрез.
Корпус 1 соединен через палец 2 с кольцевой обоймой 3 таким образом, что обеспечена ограниченная подвижность полого цилиндра корпуса 4 за счет размещения пальца 2 в диаметрально противоположных пазах 5 в стенке цилиндра 4. Внутренняя поверхность полого цилиндра переходит в усеченный конус 6, в нижней части которого выполнен цилиндрический упор 7. На внешней поверхности цилиндра 4 расположен подвижный упор 8, а между ним и обоймой 3 расположена пружина 9.
В нижней части корпуса 1 выполнено продольное отверстие 10, на боковой
Я0 поверхности которого имеются конусные отверстия 11 для помещения в них шариков 12. В верхней части цилиндра 4 установлена серьга 13 для подвеса захвата к тросу перегрузочной машины. Отверстие 10 имеет диаметр, равный или несколько больший диаметра фигурной головки 14 штыря топливной сборки (не показана). Диаметр yrropa 8 больше диаметра упора 7 и диаметра отверстия
@ упора 15 в хранилище отработавших
631433 топливных сборок ядерного реактора (хранилище не показано).
Работа предложенного захвата характеризуется наличием следующих моментов: захват в свободном состоянии подвешен к тросу перегрузочной машины; стыкуется с иэделием, снабженным штырем с Фигурной головкой; отстыковывается от изделия.
В свободном состоянии псевд воздействием силы тяжести корпуса 1 и поверхности конуса 6 на внутренней 10 поверхности цилиндра 4 шарики 12 расположены таким образом в отверстиях
11, что часть их поверхности выступает внутрь. отверстия 10. При этом цилиндр 4 занимает крайнее верхнее 15 положение по отношению к корпусу 1 эа счет контакта пальца 2 с нижней кромкой пазов 5 под воздействием веса корпуса l.
При контакте шариков 12 с головкой 14 топливной сборки под воздействием веса цилиндра 4, упора 8, пружины 9 и серьги 13 корпус l перемещается вверх ио отношению.к цилиндру 4, при этом под воздействием поперечной силы от головки 14, нолу чившейся от разложения веса корпуса
l на конусной поверхности головки
l4, шарики 12 частично выводятся в зазор между корпусом и цилиндром так, что их поверхность расположена запоцлицо с поверхностью отверстия
l0. B этот момент. головка 14 углубляется в отверстие,10, а захват устанавливается в положение, характерное его свободному состоянию. При 35 подъеме топливной сборки вес ее воздействует через шарики 12 на корпус 1, удерживая его в крайнем нижнем доложении относительно цилиндра 4. В таком положении захвата осуществля- 40 ется транспортировка топливной сборки к хранилищу. При этом возможны такие ситуации, когда тоиливная сборка случайно обопрется о какое-либо препятствие, в результате чего трос 45 перегрузочной машины может провиснуть. В этом случае под воздействием, самой топливной сборки и веса цилиндра 4 возможен отход корпуса 1 от крайнего нижнего положения по отношению к цилиндру 4 и частичное выкатывание шариков по конусной поверхности отверстий под воздействием собственного веса в зазор между цилиндром 4 и корпусом l, т.е. поверхность шариков расположится заподлицо .с поверхностью отверстия 10. Но в этот момент головка 14 топливной, сборки углублена в отверстии lQ u ,находится над шариками. При натяжении
60 троса механизмом перегрузочной машины или при прекращений воздействия топливной сборки на корпус 1, прежде чем головка 14 минует отверстия ll захват занимает положение, характер1 ное его свободному состоянию, и нижняя кромка головки 14 упирается в шарики 12, т.е, при указанной ситуации расстыковки топливной сборки с захватом не происходит.
При опускании топливной сборки в хранилище упор 8 входит в контакт с упором 15 хранилища.
Под воздействием веса топливной сборки взаимное положение цилиндра 4 и корпуса 1 продолжает сОхраняться, но. трос перегрузочной машины ослабляется, и топливная сборка вместе с корпусам 1 и цилиндром 4 продолжает движение вниз, при этом упор 8 движется вверх и сжимает пружину 9. Как только тоцливная сборка упрется в дно хранилища, начинает движение вниз цилиндр 2, в, результате чего шарики 12 частично выкатываются в зазор между цилиндром 4 и корпусом 1, при этом пружина 9, воздействуя через обойму 3 и палец 2 на корпус 1 выводит последнюю в крайнее верхнее положение по .отношению к цилиндру 4, т.е. движение корпуса .1 вверх будет происходить до тех пор, пока палец 2 не упрется в верхнюю кромку пазов 5 корнуса 1, а отверстия 11 не займут положения над головкой топливной сборки. Нфи натяжении троса цилиндр.
4 движется вверх, и захват принимает положение, соответствующее его свободному состоянию.
Формула изобретения
Захватное устройство для грузов, имеющих штыри с Фигурной головкой, содержащее корпус с шариковыми захватными элементами и полый цилиндр, охватывающий корпус и соединенный с ним с возможностью продольного перемещения,- о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежнос« ти, оно снабжено установленной на полом цилиндре. подвижной кол . ой обоймой, внутри которой укреплен палец, а в теле корпуса и в стенках полого цилиндра выполнены соосные отверстия, через которые проходит палец обоймы.
Источники информации, принятые so внимание при экспертизе
1. патент Великобритании
Р 1122981, кл. В 8 Н, 1964.
631433 м
1S
Составитель Г. Теркулецкая
Редактор Н. Ахмедова Техоед К.Гаврон Хороектоо E. Папп
Заказ 6271/21 Тираж 1005 Подписное
ЦЯИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035 Москва, 7t-35 Раушская наб. д. 4 5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4