Опора шарошки
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДИТИЛЬСТВУ
631644 (б1) Дополнительное к авт. свил-ву (22} Заявлено 15.09.70 (21) 1474678/2З-03 с присоединением заявки № (23) Приоритет
2 (51) М. Кл.
E 21 В 9/08
Государственный комитет
Соавта Министроа СССР по делам изобретений н открытий (43) Опубликовано 05 11,78.Бюллетень № 41 (53) УЙК 622.24. .05 1.55 (088.8) (45) Дата опубликования описания 10.11.78
T. Г. Агошашвипи, Ю. E. Впадиспавпев, В. А. Бирман, В. С. Кантор и В. Ф, Голосов (72) Авторы изобретения
Всесоюзный ордена Трудового Красного Знамени институт буровой техники (71) За я в и те. и (54) ОПОРА ШАРОШКИ
Изобретение относится к буровой технике, а именно к опорам шарошечных допот.
Известна опора шарошки, содержащая радиальные подшипники, радиус кривизны поверхности цапфы которых в нагруженной части больше, чем в ненагруженной (1J.
Однако, чтобы иметь в периферийном роликовом подшипнике необходимьгй боковой зазор, обеспечиваюший возможность сборки опоры, диаметр цапфы после обра- 10 ботки относитепьно номинальной оси допжен быть меньше разности между диаметром шарошки и двойным диаметром ропика, т. е. если собрать опору после такой обработки, то при ее радиапьном нагруже- 15 нии все подшипники будут работать с эксцентриситетом, равным вепичине смешения номинальной оси цапфы относительно оси симметрии беговых дорожек шарошки, т. е. как и в опорах обычного испопнения. 20
При срезании серповидного участка на рабочей части беговой дорожки цапфы под периферийным роликовым подшипником радиальный зазор в направлении нагружения в этом подшипнике увепичивается, с цепью исключения перекоса в опоре необходимо увеличивать радиапьные зазоры в других опорах.
Радиальные зазоры и эксцентриситет в подшипниках должны быть большими, чем в опорах обычного исполнения, что не мбжет не сказаться отрицательно на работоспособности концевого и замкового подшипника. Особенно ухудшаются условия работы замкового подшипника, наиболее чувствительного к эксцентриситету.
Наиболее близким из известных технических решений является опора шарошки, содержащая радиапьные подшипники, радиус кривизны поверхности цапфы которых в нагруженной части больше, нем в ненагруженной, и замковый подшипник f2j .
Однако стойкость этой опоры низкая.
Ilemü изобретения — повышение стойкости опоры.
Эта цель достигается тем, что поверхность цапфы замкового подшипника выполнена с радиусом кривизны, центр которого расположен на линии центров
631644 радиусов нагруженной части радиальных подшипников.
На фиг. 1 изображена опора шарошки, поперечное сечение; на фиг. 2 — опора бурового шарошечного долота, продопь- М ный разрез; на фиг. 3 » сечения A-А, Б-Б, В-В фиг. 2 (подшипники в ненагруженном положении); на фнг. 4 — то же, но подшипники нагружены.
Опора бурового щарощечного долота © состоит из периферийного роликового ряда 1, замкового.. шарикового подшипни- ка 2 и концевого роликового подшипника
3.
Если подшипники находятся в ненагруженном положении, между беговыми дорожками роликовых подшипников цапфы с рабочей стороны и роликами, занимающими низшее положение, образуется зазорЕ « .Эти беговые дорожки опирают
26 ся на ролики 4 и 5; а с нерабочей стороны образуется зазорЯ„<„н между роликами 6 и 7 и беговыми дорожками шарошек. Зазоры образуются также между беговыми дорожками и роликами 8 и 9, занимающими произвольное положение.
В этом положении ось дорожек роликов с рабочей стороны и ось замкового шарикового подшипника на цапфе смещена вверх, относительн о осей беговых дорожек шарошки.
При номинальной нагрузке (фиг. 4) центры радиусов кривизны нагруженных зон совпадают с осями симметрии поверхностей шарошки под все подшипники, что не только не ухудшает условия работы замкового подшипника, но н значительно улучшает, так как при отсутствии эксцентриситета в замковых подшипниках все тела качения одновременно участвуют в восприятии осевой составляющей нагрузки опоры.
Когда на опору действует усилие, меньшее номинального, осевая составпяющая нагрузки воспринимается в основном шарошками, распопоженными с ненагруженной стороны, а при нагрузке больше номинальной-шарошками, расположенными с нагруженной стороны.
Так как в процессе работы долота нагрузка на опоры колеблется относительно номинального значения практически в определяемом диапазоне в большую и меньшую сторону, то, в той или иной степени, участвовать в работе будут все зоны замкового подшипника..
Участки цапфы под всеми радиальными подшипниками в поперечном сечении (фиг. 1) выполнены двумя радиусами, причем радиусы кривизны цапфы под радиальными подшипниками в нагруженных зонах больше, чем в ненагруженных,и центры радиусов кривизны в нагруженных зонах (RB) расположены на оси симметрии замковых подшипников, а центры кривизны ненагруженных. сторон (R а) смещены от центров кривизны нагруженных сторон в направлении нос пе дних на ве личину Д.
Форму ла изобретения
Опора шарощки, содержащая радиальные подщипники, радиус кривизны поверхности цапфы которых в нагруженной части больше, чем в ненагруженной, и замковый подшипник, о т и и ч а ю щ а яс я тем, что, с цепью повышения стойкости опоры, поверхность цапфы замкового подшипника выполнена с радиусом кривизны, центр которого расположен на пинии центров радиусов нагруженной части радиальных подшипников.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Патент CIIJA %3384426, кл. 308-8.2, 1968.
2. Патент Польши %58199 кл. Е 21 В 9/00, 1969 °
631644
Фиг,4
Составитель М. Рогач
Редактор В. Смирягина Техред О. Андрейко Корректор А. Кравченко
Заказ 6308/33 Тираж 692 Подписное
UHHHfIH Государственного комитета Совета Министров СССР по дедам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиап ППП Патент, r. Ужгород, уп. Проектная, 4