Способ сборки рабочего колеса турбомашины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик п1.63»1663
1 ! 1
11
11 ( -а==..»„ а (61) Дополнительное к авт. свил-ву(22) Заявлено02.06.77 (21)2493578/24-06 с присоединением заявки № —, (23) Приоритет— (43) Опубликовано 05.11.78рюллетень №41 (45) Oàòà опубликования описания 15.11,78 (51) М. Кл.
Р 01I3 5/30
Государственный комитет
Совета Министров СССР па делам изабретеннй и открытий (53) УД,К 621.438 (088.8) M. Б, Бакурадзе, B. И. Нцшневич, A. Й. Кантемир, Ю„П. Томков и B. B, Никонов (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) СПОСОБ СБОРКИ РАБОЧЕГО К011ЕСА
ТУРБОМ АШИ НЫ
Изобретение касается турбомашин, в частности способов сборки рабочих колес.
Известен способ сборки рабочего колеса турбомашины путем радиального введения хвостовиков поворотом лопа5 ток вокруг их продольной оси в пазы диска (11
Однако этот способ отличается относительно сложной технологией сборки.
Известен также способ сборки рабочего колеса турбомашины путем введения хвостовиков поворотом лопаток в пазы диска с тарик (2) .
Однако и этот способ не упрощает технологию сборки, особенно при выпол15 ненни лопаток заодно с бандажными полками, имеющими контактирующие между собой уступы.
Белью изобретения является упрощение технологии сборки при выполнении лопаток заодно с бандажными полками, имеюшими контактирующие между собой уступы.
Эта цель достигается тем, что полки вводят с противоположного торца диска до контакта по уступам, после чего доводят хвостовики до рабочего: положения., На фиг. 1 показаны в меридиальной плоскости различные положения лопатки
B процессе сборки рабочего колеса; на фиг, 2 - различные положения бандажных полок при сборке (вид на наружную поВЕРХНОСТЬ ПОЛОК), Лопатки, содержание хвостовик 1 и профильную часть 2, выполнены заодно с бандажнымн полками 3, имеющими контактирующие между собой уступы 4 и 5.
Хвостовики 1 при этом расположены в соответствующих пазах обода 6 диска. Бан дажи 7 и 8 замковых лопаток не имеют устуIIoB 4 и 5 на стыковых торцах.
При сборке рабочего колеса хвостовики 1 лопаток (исходное положение показано тонкими сплошными линиями HB фиг. 1) вводят в соответствующие пазы обода 6 диска с торца (на фиг, 1 с правого торца), а полки 3 вводят с противоположного торца до контакта по уступам
4 и 5 соседних лопаток (это положение показано на фиг. 1 пунктирными линиями).
После этого доводят хвостовики 1 до рабочего положения, нрилагая дополнительную.нагрузку (на.фиг. 1 рабочее положение лопатки представлено толстыми сплошными линиями). 5
При этом обеспечивается гарантированный натяг по уступам.
Последней вводится одна из замковых лопаток, и бандажи 7 и 8, обеих замковых лопаток соединяются между собой, например, штифтом (на фиг. 2 условно не показан) .
При работе колеса за счет действия центробежных сил профильной части воз- 15 никает момент, создающий эффект зашемления уступов 4 и 5 полок 3, что обеспечивает жесткую связь лопаток по периферии и в результате повышает на/ дежность работы колеса. В зависимости от жесткости профильной >части 2 выбирают предварительный натяг по уступам
4и 5,.
Возможность получения натяга без использования каких-либо дополнительных средств упрощает технологию сборки.
Формула изобретения
Способ сборки рабочего колеса турбомашины, преимущественно турбины, путем введения хвостовиков поворотом лопаток в пазы диска с торпа, о т л и ч а юш и и с я тем, что, с целью упрощения технологии сборки при выполнении лопаток заодно с бандажными полками, имеющими контактирующие между собой уступы, полки вводят с противояоложного торца диска до контакта по уступам, после чего доводят хвостовики до рабочего положения.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Патент США М 3565547, кл, 4 1 6-204, l 97 1.
2. Авторское,свидетельство
Мо 524007, кл Р 01 Q 5У30, 1 975
Фиг./
МНИИПИ Заказ 6310/34 Тираж 631 Подписное
Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4