Приспособление для запрессовки
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Соаетсиих
Соцналнстииеских
Реслублин
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6!) Дополнительное к авт. свил-ву% 310774 (22) Заявлено 25.04.77(2l) 2490632/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликоваио15.11.78.Бюллетень № 42 (45) Дата опубликования описания 25.11 76
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений н открытий
И. И. Янченко, Б. Ф. Федоров и H. С. Сивцов (72) Авторы изобретения (71) Заявитель
Ижевский механический институт (54) ПРИСПОСОБЛЕНИЕ БЛЯ ЗАПРЕССОБКИ
Изобретение относится к области механосборочных работ, в частности к устройствам для получения нераэьемных соединений.
По основному авт. св. %310774 известно приспособление для запрессовки деталей типа вал-втулка, содержащие установленный в корпусе подпружиненный поршень с трехступенчатым штоком, меньшая ступень которого служит для установки запрессовываемого вала, а на сред10 ней его ступени жестко закреплен дорн, выполненный в виде кольца с заборным и обратными конусами, при этом надпоршневая полость корпуса соединена с магистралью подвода смазки, а запрессовывае15 мый вап центрируют центровиком, жестко закрепленным на меньшей ступени штока.
Однако известное приспособление не обеспечивает качественной сборки деталей иэ-за того, что недостаточно давление в зоне запрессовываемых деталей после прохождения этой зоны дорном, в результате чего запрессовка происходит при непосредственном контакте сопрягаемых поверхностей, что приводит к повышению заI прессовочного усилия, сопровождающегося упругой ипи упруго-пластической деформацией металла деталей.
Белью изобретения является додыр:ение прочности соединения и снижение усилия запрессовки.
Зто достигается за счет того, что предлагаемое приспособление снабжено клапаном B виде плуцжэра, размещенного в выполненной в меньшей ступени штока осевой полости, при этом шток имеет каналы, соединяющие осевую полость с надпоршневой полостью корпуса и с полостью, образованной обратным конусом дорна и сопрягаемымп деталями, а центровик выполнен подпружиненным и расположен в плунжере.
На чертеже изображено пре дпагае мое приспособление.
Приспособление содержит установленный в полости корпуса 1 подпружиненный поршень 2 с трехступенчатым штоzoM 3, на одной иэ ступеней которого
632536 гайкой 4 жестко закреплен дорн 5 с заборным и обратным конусами.
Клапан выполнен в виде ппунжера 6, расположенного B осевой полости А вы- .
/ попненной в меньшей ступени штока, а в плунжере соосно расположен подпружиненный пружиной 7 центровик 8 дпя центровки запрессовываемого вала 9. В штоке выполнены канапы, соединяющие осевую полость А штока 3 с надпоршневой полостью 10 корпуса и с полостью, образованной обратным конусом дорна и сопрягаемыми деталями. Полость А до момента начала запрессовки перекрыта клапаном.
Приспособление работает следующим 15 образом.
С опрягаемую с ва пом 9 втулку 1 0 устанавливают на торец корпуса 1. При движении попзун пресса передает усилие через вап 9 дорну 5. В момент начала 20 дорнования в полость корпуса и зазор между втулкой и штоком подают масло под давлением, При перемещении дорна происходит чистовая обработка отверстия втулки и образование на ее поверхности упрочненного слоя металла, а также дальнейшее увеличение избыточного давления масла в полости корпуса эа счет сжатия б масла дорном. Кроме того, заборный конус дорна при его движении затягивает масло ® между дорном и обрабатываемой поверхностью. К моменту внедрения запрессовываемого вала во втулку давление масла в полости корпуса возрастает до величины, соответствующей напряжениям, возникающим в металле втулки при ее дорновании, которые превышают расчетные контактные напряжения на поверхности формируемого соединения, поскольку натяг на эапрессовке меньше натяга при дорновании. При этом срабатывает ппунжер 6, сжимающий пружину 7, и зона, образованная обратным конусом дорна и сопрягаемыми поверхностями, соединяется через осевую полость
А с надпоршневой попостью высокого дав- 45 пения. Масло, находящееся под указанным давлением, осуществляет силовое воздействие на внутреннюю поверхность втулки, вышедшую из очага деформации ее дорном, ограничивая тем самым упругое восста.новление ве диаметральных размеров. В результате внедрение вала 9 во втулку
10 происходит по существу при наличии радиального зазора между указанными деталями в условиях жидкостного трения. B дальнейшем при запрессовке, этот же режим поддерживается автоматически, благодаря дорну, производящему дальнейшее сжатие масла в полости корпуса. По окончании процесса запрессовки давпение масла падает, и происходит упругое восстановление диаметрапьных размеров вала и втулки.
Благодаря силовому воздействию на внутреннюю поверхность втулки, вышедшую иэ очага деформации ее дорном, которое возникает при запрессовке в приспособлении, происходит ограничение упругого восстановления диаметрапьных размеров втулки. В связи с этим не происходит непосредственного контакта, а следовательно, и деформации сопрягаемых поверхностей при сборке, не снижается величина упругого восстановления металла вала и втулки, не происходит потери натяга после запрессовки, что ведет к повышению прочности и несущей способности соединений. Крок . того, уменьшается контактное трение при сборке, что уменьшает усилие эапрессовки.
Испытания предлагаемого приспособления дпя запрессовки показали, что усилие запрессовки в нем в 2-3 раза меньше, а усилие распрессовки на 20-407 выше, чем у образцов, собранных в известном приспособлении дпя запрессовки.
Формула изобретения
Приспособление дпя запрессовки по авт.св. №310774, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью повышения прочности соединения и снижения усилия эапрессовки, оно снабжено кнапаном в виде ппунжера, размещенного в выполненной в меньшей ступени штока осевой полости, при этом шток имеет каналы, соединяющие осевую попость с надпоршневой полостью корпуса и с полостью, образованной обратным конусом дорна и сопрягаемыми деталями, а центровик выполнен подпружиненным и расположен в ппунжере.