Соединительный элемент трубчатых опор

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕ.:ТЕЛзСТВУ

Сююэ Советских

Социалистических

Республик

<и)632837 (61) Дополиительн |е к авт. свид-ву (22) Заввлено 01,1275 {2l) 2194823/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 151178.Бюллетень № 42 (45) Дата опубликования описания 151178 (Я) М. Кл.

Р 16 В 1Э/00

Гоеударствеииый комитет

Совета Министров ССС P по делам изобретений и открытий (ЯЯ) УДК 621. 886 (088. 8) (72) Авторы изобретения

Г.К.Гамаюнов, И.A.Ïàëôåðîâ и Б.К.Дмитриев

Всесоюзный научно-исследовательский и проектноконструкторский институт по разработке газопромыслового оборудования (ВНИПИГазодобыча) Pl) Заявитель (54) СОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ . ТРУБЧАТЫХ ОПОР

Изобретение относится к машиноз"троению и может быть использовано в крепежных деталях, применяемых для соединения трубчатых опор, воспринимающих осевую нагрузку, например б опор сборно-разборных м стов, надземных трубопроводов, строительных лесов и других подобных соединений.

Известен соединительный элемент трубчатых опор, содержащий стержень 10 с головкой и кольцевой канавкой, образующей эксцентричную шейку с плавными переходами, и цилиндрический поясок, взаимодействующий с одной из соединяемых деталей после скручивания 16 шейки (1) . Такое выполнение обеспечивает точное и надежное фиксирование соединяемых деталей.

Однако конструкция известного уст- ® ройства не предусматривает разборности соединения, что вызывает необходимость приложения значительных усилий для скручивания шейки, а также обеспечения двустороннего доступа, что в ряде случаев оказывается невозможным.

Цель изобретения — облегчение монтажа и повышение надежности стопорения.

Для этого головка стержня выполнена с поперечно расположенным на торце пазом с поднутрением, а стержень с противолежащими продольными лысками, придающими ему овальное сечение и конусность, с продольными канавками, расположенными в плоскости, проходящей по большой оси овала попарно друг против друга у головки и в концевой части, и с поперечными насечками, например, треугольного сечения„ пересекающими упомянутые канавки с образованием острых стопорящих зубцов.

На фиг. 1 изображен предлагаемый соединительный элемент, общий вид; на фиг.2 — вид A по фиг. l; на фиг.3 вид Б по фиг. l; на фиг.4 — схема образования защемляющего усилия.

Соединительный элемент трубчатых опор содержит головку 1 с пазом, стержень 2, боек 3 для восприятия ударов при удалении элемента. Поперечные насечки 4 предназначены для стопорения за счет врезания их острых зубцов в металл опоры. Продольные канав ки 5 .обеспечивают образование острых кромок на корпусе крепежного элеменга. Индикаторные канавки 6 контроли632837 руют застопоренность элемента при боковом прасматривании.

Устройство работает следующим образом. При сочленении трубчатых опор необходимо вставить крепежный элемент в четыре отверстия, расположенные на противоположных стенках сопрягаемых труб, и обеспечить его стопорение. Осевое центрирование элементов определяет взаимное расположение сопрягаемых отверстий, но их установка по высоте осуществляется на глаз, что неизбежно приводит к несовпадению осей отверстий в вертикальном направлении.

Крепежный элемент вставляется в совмещенные друг с другом отверстия и загоняется да упора ударами па головке l. В этот момент положение паза головки 1 должна быть строго горизонтальным, тогда кромки отверстий взаимодействуют са скошенными поверхнастями крепежного элемента (уклон

l 100), чта существенно уменьшает сопротивление ега внедрению. Более того, наличие зазора по части образующей стержня 2 привоцит к изменению самого характера посадки между стержнем 2 и отверстием в балке, поскольку его сопряжение происходит не по одной, а па двум линиям, разнесенным друг от друга на значительное расстояние. После установки крепежнога элемента на место наобходимо повернуть его на 90 для стопарения, при, этом индикаторная канавка б должна четко просматриваться и находиться с другой канавкой на пинии, параллельной оси трубчатой опоры.

В этот момент в контакт с атверстием вступают цилиндрические поверхности стержня 2 и восстанавливается характер посадки, заложенной н конструкцию.

Однонременна н контакт с ннутренней или внешней трубой вступают зубчики; образованные поперечными насечками 4 и продольными канавками 5, которые врезаются н тело трубы, приводя к самотарможению элемента. Для удаления крепежного элемента из отверстий опоры необходимо повернуть его на 90 . При этом н момент выхода опоры на плоскость крепежного элемента произойдет его самавыставление, поскольку система переходит из однаго устойчивого состояния в другое.

При нанесении удара по байку 3 дальнее от головки 1 отверстие выйдет из контакта с крепежным элементом, поскольку из-за уклонов геометрические размеры крепежного элемента раэл-очны у головки 1 и байка 3, а перекосы труб исключены благодаря значительной длине сопряжения трубчатых опор. В снязи с выполнением паза на головке 1 с паднутрением, н него можно вставить монтажный ломик и ныдникрепежный 9JIBMBHT используя pbI чаг значительной длины.

Разборка элементов опоры происходит при отсутствии нагрузки, поэтому устранение защемлений, связанных с перекосами, является решающим условием облегчения демонтажа. Вместе с тем существенна упрощен в этом случае и монтаж, поскольку различен характер сопряжения отверстий и крепежного элемента для условий установки и эксплуатации, и упрощен визуальный контроль стопорения.

К достоинствам конструкции следует отнести сокращение номенклатуры используемых деталей, так как для

15 стопорения не применяются шплинты, гайки и другие элементы„ что особенно важно при эксплуатации опор в сложных климатических условиях.

Дуги а,-б и r-в, выполненные ра20 диусом К с некоторым уклонам (см. рйс. 4), определяют боковые поверхности крепежного элемента, не имеющие контакта с отверстиями соединяе- мых деталей; дуги б-в и а-г показывают боковые поверхности крепежного элемента, сохранившие первоначальную форму тела вращения и контактирующие с отверстиями соединяемых деталей; в тачке ж приклад "вается усилие Р1 вызынаемае массой груза, поверхностьгладкая; в точках д и е сила, вызываемая нагрузкой, раскладывается на дне составляющие, приложенные в соответствующих точках аребренной поверхности„ Кроме тога, н точках д

35 и е прои<.=кадит саманадрезание канавок с углам подъема, равным нулю, что является надежной гарантией саматарможения, а наличие трех противолежащих сил (P1, Р,. РЗ ) обеспечивает крепежному элементу устойчивое равновесие при любых динамических нагрузках, исключая вазможность углового перемещения. Как видна на фиг.4, поперечное сечение крепежного элемента, а следовательно, н ега способность к восприятию срезающей нагрузку не уменьшаются.

При размещении голонки 1 выше уровня глаэ оператора о застопарении судят по положению канавок б, появление которых в поле зрения оператора говорит а незавершенном монтаже.Цифры 0 и Т, помещенные на торце крепежного элемента, образуют элемент мнема55 схемы. Монтажнику необходимо помнить чта установку и удаление крепежного элемента следует проводить при условии, когда правильно читается О, а н рабочем положении правильно читается цифра I.

Основным технико-экономическим преимуществом предлагаемого крепежного элемента является упрощение у лавий стопорения трубчатых опор. При использонании существующих канструк32837

Формула изобретения дидА иг Я В - едододмо

1 - закоитреио

Вид В

Составитель A. Шаповаленко

Редактор И.Острова Техред A.Алатырен КорректоР Е.Папп

Заказ 6531/29 Тираж 1156 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

5 6 ций операцию по размещению шплинта приходится выполнять на стороне, противоположной головке крепежа, что крайне неудобно, а в некоторых случаях и вообще невыполнимо.

Соединительный элемент трубчатых опор, содержащий стержень с головкой и канавкой, отличающийся тем, что, с целью облегчения монтажа и повьааения надежности стопорения, головка выполнена с поперечно расположенным на торце пазом с поднутрением, а стержень — с противолежащими продольными лысками, придающими ему овальное сечение и конусность, с продольными канавками, расположенными в плоскости, проходящей по большей оси овала попарно друг против друга у головки и в концевой части, 5 и с поперечными насечками, например, треугольного сечения, пересекающими упомянутые канавки с образованием острых стопорящих зубцов.

10 Источники инФормации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР

9 394592, И.Кл.. р 16 В 2/20,1974.