Упругая зубчатая муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (6l) Дополнительное к авт. свид-ву(5!) М. Кл.
V 16 I3 3/18
V l6 13 3/70 (22) Заявлено 18,05.77(2!) 2486945/25-27 с присоединением заявки №вЂ”
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет— (43) Опубликовано 15.1178. Бюллетень № 42 (4.з) Лата опубликования описания 20.1178 (53) УЛK 6 21. 825. 52 (088.8) (72) Авторы изобретения
М.С.Тривайло, П.М.Тривайло, А.К.Скуратовский и В.И.Гонюков
Киевский ордена Ленина политехнический инсти-ут (7!) Заявитель им. 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции (54) УПРУГАЯ ЗУБЧАТАЯ МУФТА
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения валов, передающих большие крутящие моменты.
Известна упругая зубчатая муфта, содержащая зубчатые втулки с обоймами, имеющими зубчатые фланцы, зубья которых совмещены друг с другом и соединены при помощи пальцев с резиновыми втулками (1) .
Недостаток такой конструкции муфты заключается в том, что она имеет невысокую нагрузочную способность, которая ограничена прочностью реэинфвых втулок и наличием впадин между зубьями фланцев соединяемых обойм.
Демпфирующая способность известной муфты также невысока.
Целью изобретения является увеличение демпфирующей и нагрузочной спо- + собностей муфты.
Поставленная цель достигается эа счет того, что предлагаемая муфта снабжена упругими элементами, выполненными в виде, резиновых стрежней прямоугольного сечения и жестких пластин, а также торцевыми крышками, причем стержни установлены в промежутках между совмещенными зубьями фланцев, а пластины установлены между боковыми поверхностями стержней и зубьями фланцев.
Кроме того, взаимодействующие между собой боковые поверхности резиновых стержней н пластин могут быть выполнены клиновчми.
На фиг. 1 изображена предлагаемая упругая зубчатая муфта, общий вид на фиг. 2 — сечение A-A фиг. 1.
Муфта состоит из втулок 1 и 2, зубья которых находятся в постоянном зацеплении с зубьями охватывающих их обойм 3 и 4, скрепленных между собой равномерно расположенными по окружности пальцами 5 с упругими втулками 6 на их концах. Обойма 3 имеет во фланце внутреннюю кольцевую проточку шириной а, которая образует бурт 7 и в которую входит диск обоймы 4. В обойме 3 выполнены сквозные отверстия, образующие в бурте 7 зубья, в центре которых расположены сквозные отверстия для резиновых втулок 6.
Фланец 8 обоймы 4 также имеет форму звездочки, но с наружными зубьями, в центре которых расположены отверстия под пальцы 5. Размеры фланцевых зубьев и впадин в обойме 3 такие же, как и в обойме 4, причем толщина зубьев несколько меньше ширины впадин
Формула изобретения
Л-А
Фиг. 2
ЩНИИПИ Заказ 6531/29 Тираж 1156 Подписное
Филиал ППП Патент, r.Óæãoðoä, ул.Проектная,4
8 63284 ььежду ними. Фланец 8 обоймы 4 распо-. ложен е кольцевой проточке обоймы 3, оси отверстий во фланцевых зубьях обойм совмещены, а в последних установлены пальцы 5 с упругими втулками
6. В образованных таким образом про. межутках между зубьями расположены . Резиновые стержни 9 прямоугольного сечения и жесткие пластины
10 и 11, которые упираются в боковые поверхности стержней и совмещенных зубьев фланцев. От сме- 10 щения детали муфты 5, 6, 9, 10 и 11 удерживаются торцевыми крышками, закрепленными при помощи болтов на обойме 3.
Взаимодействующие между собой бо- 15 новые поверхности резиновых стержней 9 и жестких пластин 10, 11 мо« гут быть выполнены клиновыми. Такое выполнение позволяет при затяжке болтов иа крышках выбирать зазор в отверстиях соединяемых обойм.
Муфта Работает следующим образом
При вращении зубчатой втулки 1 крутящий момент передается на обойму 3, которая через втулки 6, а так» же упругие элементы 9 передает вращение на обойму 4 и зубчатую втулку
При этом с одновременной компенса» цией зубчатыми. зацеплениями угловых и радиальных смещений валов происходит некоторый поворот обоймы 3 отно-З0 сительно обоймы 4. Это вызывает упругую деформацию втулок 5 и резиновых стержней 9 до тех пор, пса 5H Fr3fK сила упругости этих деталей не уравновесится. В этом случае полная наг руэка от обоймы 3 к обойме 4 передается двумя путями. Часть нагрузки передается через пальцы 5 с упругими втулками 6, Другая, значительно большая .часть нагрузки, в силу боль 40 шой опорной боковой поверхности передается через стержни 9, которые при провороте обойм подвергаются сжатию через жесткие пластины 10 или 11 фланцевыми зубьями обойм (как это показано на фиг. 2) .
В результате этого значительно возрастает передаваемый муфтой крутящий момент. Энергоемкость и демпфирукицая способность муфты возрастают в связи с увеличением объема упругих элементов в муфте и их опорной поверхности.
Установка в муфте торцовых крышек позволяет использовать гладкие пальцы 5 вместо пальцев с головками, шайбами и гайками, как зто имеет место в известной муфте, что значительно упрощает сборку и конструкцию. Изобретение может найти широкое применение в приводах тяжелых машин °
1. Упругая зубчатая муфта, содержащая зубчатые. втулки с обоймами, имеющими зубчатые фланцы, зубья которых совмещены друг с другом и сое динены IIpH помощи пальцев с резиновыми втулками, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью увеличения демпфирующей и нагрузочной способностей, она снабжена упругими элементами, выполненными в виде резиновых стержней прямоугольного сечения и жестких пластин, а также торцовыми крышками, причем стержни установлены в промежутках между совмещенными зубьями фланцев, а пластины установлены между боковыми поверхностями стержней и зубьями фланцев °
2. Упругая зубчатая муфта, по п ° 1р отличающаяся тем, что взаймодействующие между собой боковые поверхности резиновых стерж» ней и пластин выполнены клиновыми.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Поляков В.С., Барабаш И.Д. Муфты 31. Машиностроение, 1973, с ° 313, рис. 228,