Устройство для контроля монтажной высоты подшипника

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

О П А Е

g ЗОБРЕТЕН ИЯ (»)634082

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (á1) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 12.11.76 (21) 2421192 25 28 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет (43) Опубликовано 25. 11.78.Бюллетень ¹43 (45) Дата опубликования описания аЬ. ii va (51) М. Кл.

С1 01 В 5/02

Государственный комитет

Совета Министров СССР во делам изобретений и открытий (53) УДК531.717 (088. 8) (72) Авторы изобретения

И. К. Герасимов, А. М. Ерохов, A, B. Воронин и Б. B. Шандров

Ордена Трудового Красного Знамени и ордена Октябрьской

Революции автомобильный завод им. Ленинского комсомола и М осковский автомеханический институт (71) Заявители (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ МОНТАЖНОЙ

ВЫСОТЫ ПОДШИПНИКА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в процессах сборки редукторов со спирально-коническими или гипоидными передачами при определении величины компенсатора для регулировки осевого положения ведущей конической шестерни.

Известно устройство для испытания подшипников, содержащее смонтированный на плите стакан с размещенными в нем корпусом для установки подшипников, механизм осевого нагружения подшипника, измеритель осевой деформации подшипника и привод его вращения при измерении (1).

В известном устройстве наружное кольцо подшипника при измерении находится в свободном (необжатом) состоянии и не имеет сборочной взаимосвязи с картером редуктора.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является устройство для контроля монтажной высоты подшипника, содержащее корпус, размещенный в корпусе базовый элемент, предназначенный для установки контролируемого подшипника, механизм осевого нагружения подшипника, измеритель осевой деформации подшипника и привод его вращения (2).

Деформация кольца и величина ошибки в измерении высоты подшипника зависит от

;(ействительного размера диаметра кольца

» конструкции подшипника. Это существенно л жает технологические возможности известных устройств при контроле разноразмерных подшипников различных типов с точки зрения достижения требуемой точности регули>> ровки осевого положения ведущей конической шестерни.

Для расширения технологических возможностей при контроле разноразмерных подшипникîв, когда при измерении помимо осевого нагружения И вращения подшипника

1 наружное кольцо подшипника обжималось равномерно распределенным по окружности кольца радиальным усилием, величина которого устанавливалась в соответствии с типоразмером подшипника, базовый элемент выполнен в виде цанги, коаксиально ей размещенных бандажа, установленного с возможностью осевого перемещения вдоль наружной поверхности цанги, и кинематически взаимодействующей с бандажом шестерни, свя634082 занной с приводом, снабженным шкалой, соответствующей типоразмеру подшипника.

На чертеже дана схема предлагаемого устройства и вид по стрелке A.

Оно содержит вмонтированный в жестк ю плиту 1 корпус 2 с установленным неподвижно базовым элементом, выполненным в виде цанги 3, опору 4, на которую установлено наружное кольцо контролируемого подшипника 5 в сборе с ведущей конической шестерней 6. На опоре 7 качения корпуса 2 и опоре 8 качения кожуха 9 установлена соосно - цангой шестерня-гайка 10, обладаюпьая возможностью вращения 3а счет перемещения сцепленной с ней зубчатой рейки 11, связанной с цилиндром 12 и конечными выключателями. Шестерня-гайка навернута на бандаж !3, внутренняя коническая поверхность которого сопряжена с конусом цанги.

В корпусе закреплены направляющие 14 так, что неподвижно установленная цанга имеет возможность сжиматься и разжиматься. Hd плите сверху консольно расположен механизм осевого нагружения подшипника в сооре с ведущей шестерней, содержащий крон итейн 15, пневмоцилиндр 16 и плунжер 17.

Внизу устройства расположен механизм вращения подшипника, содержащий редуктор 18 для передачи крутящего момента от электродвигателя (привода) 19 на цилиндрическую шестерню 20; которая жестко связана со и лицевой втулкой 21, служащей поводком. На плите 1 также установлены стойка 22, измерительный рычаг 23 и измеритель ый прибор 24. На торце шестерни-гайки

iiанесена шкала 25, градуировка которой соответствует усилию обжатия кольца подшипiIil

Устройство работает следующим образом.

В исходном положении бандаж 13 опущен вниз, цанга 3 находится в разжатом состоянии, а плунжер 17 поднят наверх. Наружное кольцо конического подшипника 5 свободно устанавливается в цангу до упора в торец о . оры 4. Ведущая шестерня бв сборе с внутренним кольцом подшипника вводится хвостовой частью в шлицевую втулку 21.

Рейка 11, связанная с цилиндром 12, приводит во вращение на опорах 7 и 8 качения пестерню-гайку 10 до установленного деления шкалы 25. Бандаж 13 перемегцается по направляющим 14 до определенного положения, обжимая при этом цангу, которая в свою очередь обжимает наружное кольцо подшипника необходимым усилием. Включается плунжер 17 и электродвигатель 19.

Плунжер 17, упираясь в свободный торец ведущей шестерни 6, нагружает конический подшипник осевым усилием. От электродвигателя 19 вращение передается через редуктор 18, цилиндрическую шестерню 20 и связанную с ней шлицевую втулку 21. Вместе со шлицевой втулкой вращается и ведущая шестерня с внутренним кольцом подшипника.

Наружное кольцо в процессе измерения неподвижно.

По истечении нескольких оборотов установившееся положение плунжера 17 фиксирует1О ся рычагом 23 на измерительном приборе 24, с которого снимается результат измерения монтажного размера конического подшипника в сборе с ведущей шестерней. По результатам измерения определяется величина необходимого компенсатора. Плунжер 17 и электродвигатель 19 выключаются. Рейка 11 и бандаж 13 занимают исходное положение, цанга 3 разжимается. Подшипник в сборе с ведущей конической шестерней снимается с устройства. Рабочий ход рейки 11 ограничивается конечными выключателями, которые срабатывают в крайних положениях рейки.

Использование предложенного устройства позволяет приблизить условия регулировки к условиям работы конического подшипника ведущей шестерни в главной передаче автомобиля, что повышает точность регулировки и снижает ее трудоемкость на 20—

25%, 30

Формула изобретения

Устроиство для контроля монтажной высоты подшипника, содержащее корпус, размещенный в корпусе базовый элемент, пред35 назначенныи для установки контролируемого подшипника, механизм осевого нагружения подшипника, измеритель осевой деформации подшипника и привод его вращения, отличаюи1ееся тем, что, с целью расширения

40 технологических возможностей при контроле разноразмерных подшипников, базовый элемент выполнен в виде цанги, коаксиально ей размещенных бандажа, установленного с возможностью осевого перемещения вдоль наружной поверхности цанги, и кинематически взаимодействующей с бандажом шестерни, связанной с приводом, снабженным шкалой, соответствующей типоразмеру подшипника.

Источники информации, принятые во вниgg < HH при экспертизе:

1. Зайцев A. М. и др. «Авиационные подшипники качения». Оборонгиз, 1963, с. 3!4 — 316, фиг. 188.

2. Патент США № 3100989, кл. 73 — 140, 1974.

Составитель Л. 1Пвь ркона

Редактор Т. Шагова Тех1зел О. 1уговая К(11тректор М. 1егин| к

Заказ 6746136 Тираж 830 По;;ннг.-ь:.

LlI IIIHi lN ГосуДарственного комитета Cnniта Мини. -.ров ССС" но делам изобретений и отары il

I 13035, Москва, Ж-35, Раугнгьаи - лг д. 4,;5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4