Способ приработки зубчатых передач
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБВЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДВТЕДЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 20.07,77(21) 2508840/25 28 с присоединением заявки №
634144
2 (51) М. Кл. (01 M 13/02 (23) Приоритет—
Гвсударстеенный квинтет
Свавта Мнннстрвв СИР нв деяам нзввретеннй н OTKpblTNH (43) Опубликовано 25.11.78.Бюллетень № 43 (45) Дата опубликования отлисаиия 28.11.78 (53) УДК 621.833 (088. 8) Л. С. Бойко, Л. М. Корх, Л. И. Бершадский, И. В. Искровский и В. M. Фей (72) Авторы изобретения
Всесоюзный научно-исследовательский и проектноконструкторский институт редукторостроения (71) Заявитель (54) СПОСОБ ПРИРАБОТКИ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для ускоренной приработки зубчатых передач.
Известны способы приработки, заключающиеся в том, что в качестве смазки используют специальные масла, содержащие физически и химически активные добавки, модифицирующие поверхностные слои металлов в процессе работы пары трения )1j.
По технической сущности и достигаемому эффекту наиболее близким к изобретению является способ приработки зубчатых передач,. заключающийся в том, что передачу устанавливают в корпус, содержащий смазку, и прилагают заданную на15 грузку (2).
Uemь изобретения - сокращение времени приработки.
Для этого перед установкой передачи в корпус производят структурное разупрочняюшее модифтцирование, например, путем сульфидирования поверхностных слоев элементов передачи на требуемую глубину.
Кроме того, с целью предотвращения окисления металлических поверхностей зубьев под нагрузкой в смазку вводят восстановитель, например, бензойный альде гид.
С целью обеспечения консервации и совмещения ее с приработкой в качестве смазки используют инактивное масло с добавкой присадок для консервации.
Предлагаемый способ реализуется следующим образом.
Зубчатое колесо предварительно подвергают структурному модифицированию, например, сульфидированию, или сульфонитроцементации, и устанавливают в корпус, где зубчатая передача работает под нагрузкой в смазочной среде.
Возможность работы передачи сразу под номинальной нагрузкой обеспечивается наличием предварительно модифицированного слоя металла, что исключает заедание контактирующих поверхностей и
3 6341 обеспечивает формирование расчетной плошади пятна контакта в течение первых нескольких минут работы передачи, так как темп износа модифицированного слоя, например, сульфндированного, при у повышенных контактных нагрузках значительно выше, чем исходного металла, особенно для уточненных поверхностей— закаленных, цементированных, нитроцентрированных, азотированных. Высокая скорость формирования пятна контакта исключает вероятность накопления повреждений усталостного характера.
Управление геометрией зацепления достигается путем модифицирования структуры рабочих поверхностей зубчатых колес на эаданную глубину, регламентируемую точностью передачи и составляющую
10 — 50% поля допуска на точность изготовления и сборку передачи. 26
Сохранение геометрии зацепления может осуществляться и. за счет модифицирования только одного из элементов пары, например, ведомого колеса, в то время как шестерня, особенно термически упроч- уу ненная и выполненная с требуемой точностью, не модифицируется. В результате перепада твердости шестерни и ведомого колеса происходит преимущественная приработка колеса. При этом зубья шестер- ЗФ ни формируют геометрию зубьев колеса подобно шеверу.
Совмещение процесса приработки и консервации обеспечивается тем, что приработка осуществляется в инактивной сре- 35 де, что создает возможность добавления в эту среду любой поверхностно-активной консервационной присадки.
При этом редуктор мсвкет храниться в заправленном маслом состоянии или, 4О если масло будет слито, консервация обеспечивается осаждением (адсорбцией ) на поверхностях деталей поверхностноактивной присадки.
Защита подщипниковых узлов исключается, так как модифицирование зубчатых колес производится не в корпусе редуктора, а в специальной ванне перед сборкой, и нагружение собранной передачи осуществляется в среде ннактивного масла, не содержащего химически активных присадок, вызывающих износ подшипниковых узлов.
Исключение использования специальных стендов и электроизмерительной аппаратуры обеспечивается тем, что передача нагружается сразу на номинальную нагрузку, и все процессы, протекающие при приработке, такие как образование вторичных структур и формирование пятна контакта, происходит в рабочей зоне контактирования.
Формула изобретения
1. Способ приработки зубчатых передач, заключающийся в том, что передачу устанавливают в корпус, содержащий смазку, и прилагают заданную нагрузку, о тл и ч а ю tu и и с я тем, что, с целью сокрашения времени приработки, перед установкой передачи в корпус производят структурное разупрочняющее модифицирован не.
2. Способ по и. 1, о т л и ч а ю— шийся тем, что структурное разупрочняющее модифнцирование осуществляют путем сульфидирования поверхностных слоев элем ентов передачи на требуемую глубину.
3, Способ по пп. 1 и 2, о т л и ч а юш и и с я тем, что, с целью предотвращения окисления металлических поверхностей зубьев под нагрузкой, в смазку вводят восстановите ль.
4. Способ по пп. 1-3, от ли чаюшийся тем, что, с целью обеспечения консервации передачи и совмещения ее с приработкой, в качестве смазки используют инактивное масло с добавкой присадок для консервации.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авторское свидетельство СССР
% 264579, кл. Q 01 М 13/02, 1968.
2. Авторское свидетельство СССР
N - 304075, кл. Q 01 М 13/02, 1970.
Составитель А. Верховский
Редактор Л. Народная Техред 3. Фанта Корректор Е. Дичинская
Заказ 6751/40 Тираж 1070 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4