Тренажер операторов систем управления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Со)оэ Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСААКИЕ

ИЗОБРЕТЕМ ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВКДИТЕЛЬСТВУ уи)>634352

»о

Р),.а;; .- .

3> (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22} Заявлено09.11.76 (21} 2417-,- 9у18 24 с присоединением заявки ¹ (23} Приоритет

2 (51) М. Кл

Cj 09 В 9/00

Гасударственный конитет

Совета й!)инистроа СССР по делан иэаоретений и открытий (43) Опубликовано ) 5.11,78.Бюллетень ¹ 48 (53) УДК 681.3. .071 (088.8:

1 (45} Дата опубликования описания "."-..11.78 (72) Авторы изобретения

М. P. Мирошников, П. (i. Г)тухврев и Е, И. Иноземцев (71} Заявитель

{54) П:>ЕНА„. EP ОПЕРАТОРОВ СHCTEM

i TIÐÀÂËEI3Èé

Изобрстсни(От)к)сится к облысTII авто матики и вычислитель)юй техники, в частности. к техническим средствам для груп= пового и индивидуального обучения оперыторов автоматизированных систем управления, специалистов для ведения деловых операций в условиях конфликтных ситуаций и контроля за их обучением, и может быть использовано для проведения деловых игр в различных областях народного хозяйства при проигрывании рабочих и конфги!ктных ситуаций.

Один из известных тренажеров операторов систем управления содержит пульты операторов и преподавателя, подключенные к блоку команд и. индикации, преобразователь кодов, блок моделирования учебных процессов, блок задания программы обучения (1).

Однако данный тренажер имеет ограниченные функциональные возможности группового обучения, что снижает точность процесса обучения.

Наиболее близким техническим решением настоящему изобретению является тренажер операторов систем управления, содержащий пульты операторов и преподавателя, подклк)ченныс к блоку команд и индикации, КОТ 0 Р Ь1 ! . i (Г!: ) « ) С Д С Г !3 С Н Н () I I С ) (3 Й, O i, l ) (Ã!!С(i«, !! . 1>>!! С Э, (КТ!)ОН):01! ВЬ! 1!i«.l! ITC,1ol{OiI;>!31!> И1!011, ПО.(!i, i!i) ко,;o! к блок. мо,с lllj)()3;!ill!)! с !сбнь!х проис««ОИ, II,To T нрсподывыт ля «ос(. динен с электронгп)й вычислител),ной мы1.!НИ»Й H 0.10!(0)! 33!311«H ПРО! Р;!ЯМЫ 0(i) >lC ь«я. который подключен и О.и)ку модслир,-!

33 « IIH сч сб 1-. ь! х процсссов и э.!с ктр() ННОи выЧИ(,)И1(>„11>!I>!:. Ма!ИI С, Н)Т>1,Т О,I(!,310 )01: (0(ди н(. !! с и>> .. ьт()»! Иj)c«013 83 Гсгlя —, . 1 1!и!ы i!

) p т()сн !1)к(>!) 001 !цестl),! Я(>т Гр i«i 0!3(Io и !бО Г> операторогь однако это Г тренажер н(110330,1ЯЕТ 0;!Н()ЯОЕМСННО 00 > !31 Ь 1 Р II«I>! ОП("13ТО()ОВ. 01 НО(! 11(ИХ(. Я !(11РОТПВ>000!)(ТВ> Ю И!1! М стороны и с рот и вопс лож ны и и и н! >реса и и, пvTс и !(с дс:I! Iя (<иГры)>; !(ж., > этl!:э! . с Рj)0!13МИ, 3 T3!>:К(. !1>> 00. !1Д!3СТ В03 >!Ож НО(ГЬЮ 3 ВтомытичсскоГO рыс .редслсния 0:) > смых (0IICPc!T00 )Н I ПРИ Н )ОВС. ЬЕНИИ !! P!> И>) ГП) liи 3 и и и Г;от;! вооор(тв)до щи м стор(!i;.м.

> КЫЗ3!-. !i l>l(>!ЕДОС I 3 ТКli ОГP3!III>1 !! !)(! К)Т ф >, Пк!Н>оьаль! ь:(возможности тр(н;!хкс(); !!-.!I

1 об) снии .. отработке колл. кт:!в, „ :.х 1-!!>ыКО!3 ОПЕР(1. (>POP, 11 0 СНИЖ )СТ Т(>×!i()CТЬ !E. Í! ß О!IС P«TÎj) >i>.

"3-!:Г52

55

Целью изобрет»ния яв»!1!»гс1! новы!И»нн»

TO

Указанная цель достигается тем, что гр»нажер содержит формирователь сигнал )H распределения операторов на группы и коммутатор, подклоченный к блоку моделирования учебных процессов и к пультам операторов и преподавателя, формирователь сигналов распределения операторов на группы соединен с пультом преподавателя н э.!»ктронной вычислительной машиной.

Тренажер операторов систем управления схематически изображен на чсоте>ке и содержит пульты операторов I и !!pe!)ОТааагеля 2, подключенные к блоку команд и индикации 3, который непосредственно и через блок регистрации 4 соединен с электронной вычислительной машиной 5, подключенной через преобразователь кодов б к блоку моделирования учебных пропессов 7, пульт преподавателя 2 соединен с электронной вычислительной машиной 5 и блоком задания программы обучения 8, который подключен к блоку моделирования учебных процессов 7 и электронной вычислительной машине 5, пульт операторов 1 соединен с пультом преподавателя 2, формирователь сигналов распределения операторов на группы 9 и коммутатор 10, подкл!оченный к блоку моделирования учебных процессов 7 и к пультам операторов 1 и преподавателя 2, формирователь сигналов распределения операторов на группы 9 соединен с пультом преподавателя 2 и электронной вычислительной машиной (ЭВМ) 5.

С помощью пульта 1 операторы о 1рабатывают поставленные перед ними задачи по ведению игры на одной из противоборствующих сторон или при индивидуальном обучении.

Пульт преподавателя 2 служит для дистанционного управления блоками тренажера.

На пульте 2 набирается состав групп операторов и распределение их по противоборствующим сторонам в ходе игрь, отображаются ход игры (обучения) и ошибки операторов, осуществляется набор условий игры, заданий (вводных), а также представляется оперативная схема игры противоборству)ощих сторон. Таким образом, состояние и ход Ilpoведения деловой игры полностью отражается на пульте преподавателя 2, с которого в любое время можно и корректировать процесс игры.

Блок моделирования учебных процессов 7 состоит из моделей противоборствующих сторон, а каждая модель противоборствуюшей стороны состоит, в свою очег»j,ü, из моделей взаимодействующих групп (на чертеже не показаны).

Коммутатор 10 по сигналу с пульта пр»подавателя 2 в соответствии с набранными группами обучаемых (операторов) и распр(делением их по «èãðàþùHv» сторонам коммутирует соответствующие цепи прохиждени({ lllll!)Op IHI I IIII с !1Ид!1в!!д))альных рабо IHx мес! пульта операгоров 1 в необходимы»

;)одели 6;Iока моаелировапия 7. Через коммутатор 10 в блок моделирования 7 проходит также информация с пульта преподавателя 2, Блок команд и индикации 3 представляет собой комплекс узлов для представления информации, таких, как программный магнитофон, оптико-проекционная и электронноак,стическая аппаратуры и коммутирующие элем»нты для выдачи информации на пульты оп»риторов и преподавателя 2.

h.Ioê задания программы обу1»ния !> осуществляет ввод данных об исходном состоянии и изменениях условий игры, различных заданий в блок моделирования 7, а также по команде с пульта преподавателя 2 вводит необходимые данные в ЭВМ 5.

Формирователь 9 по сигналу с пульта преподавателя 2 формирует и вводит в ЭВМ 5 данные по исходному распределению операторов по группам и групп 110 противоборствующим сторонам.

Блок регистрации 4 хранит информацию о процессе обучения (игры) . Он содержит регистрирующее устройство для записи всех ошибок операторов, времени выполнения операции, процентного соотношения правильных и неправильных ответов, количественных и качественных характеристиках, необходимых для внесения коррекции в процесс» обу1»ния, а также некоторые необходимые данные.

ЭВМ 5 пре1назначена для автоматического управления процессом обучения и контроля за действиями операторов в ходе проведения игры и работает в мультипрограммном режиме в реальном масштабе времени. Память и быстро 1ействие ЭВМ 5 позволяют использовать ее при проведении игры с привлечением больших групп операторов. В память ЭВМ 5 заложень обуча 01llHp программы, ъ!Одели д»21 ) вых игр противоборствхУюIцих стОрОН, программы «идеаль1!ых игроков» и программы ко>!троля.

Г1реобразоватсль кодов б служит для согласования вых(дов блока моделирования

7 с входами ЭВМ 5.

Тренажер операторов систем управления функционирует сле;!ующим образом.

Преподавате> ь перед началом игры на пульте 2 набирает схему распределения операторов пo группам и противоборствующим сторонам и вводит эти данные на пульт операторов 1, в коммутатор 10 и формирователь 9. Коммутатор 10 в соответствии с данными, полученными с пульта преподавателя 2, коммутирует соответствующие цепи прохо>кдения информации с индивидуальных раоочих мест пульта операторов 1 к необходимым моделям блока моделирования 7.

Формирователь 9 в соответствии со схемой рас!!!)»дс»!ения операторов по группам и прот!!воборству!о!цим сторонам формирует и вводит в ЭВМ 5 данные оо этом распределении

63-1352

25 (Мр.т,1(1 изобрет(ь (я

55 в виде, удобьч)м для дальнейшей обработки. На пульте операторов 1 засвечиваются транспаранты с номером группы и противоборствующей стороны, за которые должен выступать оператор в процессе игры.

После этого преподаватель с пульта 2 через коммутатор 10 вводит в блок моделирования 7 данные о начальных условиях игры в соответствии с ее задачами. Затем включается блок команд и индикации 3, который выдает пояснительную часть к процессу проведения игры и команду на начало работы.

По этой команде операторы начинают отрабатывать соответствующие действия на пульте 1, манипулируя при этом органами управления. Информация с пульта 1 через коммутатор 0 поступает в соответствующие модели групп и противоборств>ющих сторон блока моделирования 7.

Данные об изменении состояния моделей блока моделирования 7 через преобразователь кодов 6 вводятся в ЭВМ 5.

ЭВМ 5 в соответствии с имеющейся информацией о распределении операторов по группам и противоборствующим сторонам производит контроль действия операторов по программам «идеальных игроков», а также контролирует процесс игры между конфликтующими сторонами в целом. Информация о правильных действиях операторов в процессе игры поступает из ЭВМ 5 в блок регистрации

4 и в блок команд и индикации 3, с выхода которого она передается на пульты операторов 1 и преподавателя 2.

При наличии отклонений от программ

«идеальных игроков» или «ненормального» процесса игры ЭВМ 5 анализирует отклонения и в зависимости от числа ошибок и их значимости операторам выдается зрительная и слуховая информация одновременно (синхронно) с помощью блока команд и индикации 3 на пульт операторов 1.

Эта информация в зависимости от действий операторов может содержать наводя1цую «подсказку» или разъяснение с показом правильного выполнения принятого решения, или требование повторения действий, а также дополнительные вопросы, на которые операторы должны ответить с помо(цью пульта 1.

В зависимости от точности и скорости работы на аппаратуре операторам выставляется оценка и в блок регистрации 4 из

ЭВМ 5 поступает вся информация о проведенной игре: места ошибок, процент правильных ответов операторов, время выполнения операций и другая информация, необходимая для статистической обработки и корректировки процесса игры. Кроме того, ЭВМ 5 II!)OI j)3)! fHHI 1). И>.тем определяет оп ибкп пз-за неисправностей тренажера, что 10вышает эффектив !Ость проведения игры (Обучения) .

Преподаватель с пульта 2 управляет всем ходом игры, следит за правильностью Bhlполнения операторами действий пo принятым решениям и в зависимости от цели и рь: может вводить в блок моделирования 7 и

ЭВМ 5 соотвегствующие данные по изменению условий игры, различные задания с по)10 1!f h Io б,.i o K 3 8, к Ото р ы м ) I o iK cT (I! p 3 B,! RT h и ЭВМ 5. При этом сложность данныv рег)лируется ЭВМ 5 и выдается операторам исходя из анализа пх ответов и процесса i!Cph

Выполнение тренажера указанным сгoс;

Оом обеспечиВ icT B03)IO)KHocTh ОднОВ!)емсl!

i l 0 ã Î О б » ч (> и! я г pi и и 0 и е> р 3 тО j) О Г>, О т и О (. г1 1! . i i — ся к противоборствующим сторонач с !)р т,(воположными интересами, путем BEдеlil(я

1 )ы мех(д этим!1 стОронями, ВОЗ)10жнос1:. томатическогo распределения об чаемы. проведе!шп игры IIÎ группам и !!ротивоооп-! ствующпм сторонам, возможность обучения и закрепления коллеKTiiBFlhlv нав1!ИОВ 011В раторов.

TpeH3iKep операторов систе;i управ,. 1113, содержац11!Й пульты операторов и преподавателя, подклк) ге!(ные к блоку кома)!д и

I! Hди кя!11 1 и, Kотор ы и н(.пос pедcT ьеч HО . -:(:— рез блок регистрации соединi H с элен 1)они ой Вы с!ИСЛ(ИТС, i hFIO !j МЯЦ(ИНОИ ПO 1 K, f 10!!(ilной через преобразователь кодов к бл ".у ь!ОДЕЛИРOBЗНИЯ УЧЕОIIÛХ ПРОЦСССОВ. (1 Л Ь I преподавателя соединен с электро!110H ВыЧИСЛИТЕЛЬ НОЙ М ЯШИ ПОИ П 0, ОКОМ ЗЯДЯ НИ Я программы обучения, который подключе;- к блоку моделирования учебных процес«oв и электронной вычисл1тельпой ма!Випс, пуль ."

ОПЕРЯТОРОB ГОЕДIIНС .I С ПУ ЛЬТОМ ПВP (О."(ЯВЯ..

ТЕЛЯ, ОГЛI(Чй!0(ииt(ЕЧ TЕМ, ЧТО. (Цc.. (1>К: П(В1-I—

IFIPHHH TO l1i0O1!I Обу iPHHH. Orf CO„ !Pj))KII) формирователь сиги:;лов распределения о!101Н1торов на гр ппы и кочмчтагор. го.ключмный к б10K» мо.!с. !1(pOBHllliH > !сбных прОILPССОВ И К ПУ,! ЬТЯ)! ОП(PЯТ (! 00 В И Р(.1)ОД3 вателя, форм!!ро: «т(ль "пгн лов j)3(пределения 0IIepaToj)n: и:-i Гр с (ilh! соединен с и льтом преподавателя и электронной Вычислительной машиной, Источники ппфоомацип, рп)яты Во Внимание при экспертизе:

1. >> Вторско(свидетел! (. ВО (.,(. (j, >, о -13i)8-1 ) K, Q 00 В Ч, 00 107-!

2. Лв,opcKoe св (детельств() (:О.Р м 41(138-1, к.-,. (. 0. В 911111, 1:-.-:, Рс ыкт»р, 1. 31спур>п»вили

Закнв 1>770 >1

Гг>ставитсль, >. Карлов

Т>скрсд О.. 1 говая Коррс,тор 1 . >1с.:ь пп кспм>

Гll!>>>æ 4.1о 1!одпис.н>е >11И!1!1И 1 осуди рств> по о ком птсr > Со»д "а Министров > СС1>

10 делам изосретепий и откр гий

1130.>5, Москва, Ж- 1:>, Раушскан нао., д. 4!5

Филиал !11111 Па I > i>>к город, ул. >1рос ктная, 1