Устройство для измерения скорости двигателя постоянного тока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. Свил-ву (22) Заявлено160677 (21) 2497206/24-07 с .присоединением заявки И (23) Приоритет (43) Опубликовано 251178.Бюллетень № 43
Союз Советских
Соцнзлнстнчесинк
Республик (51) М. Кл.
Н 02 К 11/00
Государственный комитет
Совета Министров. СССР но делам изобретений и открытий (53) УДК 621 . 317 . 32. . 571 .77: .621.316.71
Научно-исследовательский институт автоматики и электромеханики при Томском институте автоматизированных систем управления и радиоэлектроники (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ
ДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА
Изобретение относится к электрическим машинам, а именно к устройствам для измерения скорости двигателей постоянного тока, и может найти применение в регулируемом приводе постоянного тока.
Известно устройство для измерения скорости с тахогенератором, содержащее многообмоточный трансформатор, к выходным обмоткам которого через два потенциально несвязанных выпрямителя подключены соединенные между собой потенциометры, причем движок первого из них подключен к первому входу регулятора скорости, а движок второго потенциометра подключен ко второму входу регулятора скорости через Ч С-фильтр11) .
Недостатком такого устройства является сложность, инерционность, большие габариты, частичная компенсация пульсаций, Известно также устройство для измерения скорости двигателя постоянного тока, содержащее тахометрический мост, в плечи которого включен потенциометр и последовательная обмотка силовой цепи двигателя постоянного тока и измеритель. Параллельно последовательным обмоткам силовой цепи под- ® .ключен дополнительный мост, в одно из плеч которого включен реактивный резистивный элемент, а в диагональ — дополнительный потенциометр, причем выходом моста являются средние точки указанных потенциометров (2f .
Недостатком этого устройства являются малая точность измерения скорости из-за наличия пульсаций выходного напряжения при питании двигателя от управляемого вентильного преобразователя.
Цель изобретения — повышение точности устройства.
Для этого предложенное устройство снабжено последовательно включенными в диагональ тахометрического моста конденсатором, шунтированным диодом, инвертирующим усилителем с единичным коэффициентом передачи и включенным параллельно его входу стабилитроном, двухвходовым суммирующим усилителем,, первый вход которого подключен к выходу инвертирующего усилителя с единичным коэффициентом передачи, второй вход — к точке соединения конденсатЬра с последовательной обмоткой силовой цепи, а выход суммирующего усилителя подключен к измерителю.
634426
Устройство для измерения скорости двигателя постоянного тока, содержащее тахометрический мост, в плечи которого включены потенциометр и последовательная обмотка силовой цепи двигателя постоянного тока и измеритель, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности оно снабжено последовательно включенными я диагональ тахометрического моста конденсатором, шунтированным диодом, инвертирующим усилителем с единичным коэффициентом передачи и включенным параллельно его входу стабилитроном, двухвходовым суммирующим усилителем, первый вход которого подключен к выходу инвертирующего усилителя с единичным коэффициентом передачи, второй вход — к точке соединения конденсатора с последовательной обмоткой силовой цепи, а выход суммирующего усилителя подключен к измерителю.
20 — — -1
Г
I 1!
1О"
На чертеже показана функциональная схема предложенного устройства для определения скорости двигателя постоянного тока.
Устройство содержит тахометрический мост 1, в одну пару плеч которого включен потенциометр на резисторах 2, 3, в другую — якорь 4 двигателя и последовательная обмотка 5 силовой цепи.
В измерительную диагональ тахометрического моста 1 последовательно включены конденсатор 6, шунтированный дио. 10 дом 7, инвертирующий усилитель 8 с единичным коэффициентом передачи, параллельно входу которого включен стабилитрон 9, и двухвходовой суммирующий усилитель 10. Первый вход суммирующего усилителя 10 подключен
K выходу инвертирующегo усилителя 8 с единичным коэффициентом передачи, а второй вход подключен к точке соединения койденсатора 6 с якорем 4 двигателя .и с последовательной обмоткой 5 силовой цепи. Выход усилителя
10 предназначен для подключения к измерителю.
Устройство для определения скорости двигателя постоянного тока рабо25 тает следующим образом.
При управлении скоростью двигателя импульсным преобразователем тахометрический мост 1 вырабатывает напряжение, имеющее переменную и пос30 тоянную составляющую. Постоянная составляющая пропорциональна скорости вращения двигателя. Переменная составляющая формируется в результате особенностей конструкции и техноло- 35 гии изготовления машин постоянного тока (наличие коллектора, неравномерности воздушного зазора машины и т.д.), а также в результате действия переменной составляющей тока якор- 40 ной цепи при импульсном регулировании скорости двигателя.
Конденсатор 6 разделяет постоянную и переменную составляющие напряжения с тахометрического моста 1.
Переменная составляющая напряжения сдвигается на 180 инвертирующим уси"о лителем 8 с единичным коэффициентом передачи. На суммирующем усилителе 10 осуществляется сложение напряжения с тахометрического моста и компенсирующего напряжения, равного по форме, частоте и амплитуде переменной составляющей напряжения с тахометрического моста, но находящегося с ней в противофазе.
Благодаря компенсации пульсаций выходного напряжения измерительного устройства повышается точность измерения скорости двигаТеля.
Формула изобретения
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авторское свидетельство СССР
9 223182, кл. 4 01 D 13 02, 1966.
2. Авторское свидетельство СССР
Р 372632, кл. Н 02 Р 5/06, 1970.
11НИИПИ Заказ 6777/55
Тираж 850 Подписное
Филиал ППП Патент, r.Óæãoðoä, ул.Проектная,4