Отоптельное устройство для кабины транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
!
О П И С А Н И Е 634976
Союз Советских
Соииалистических
Республик
ИЗОЬГЕт ЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к апт. свид-ву (22) Заявлено 24.03.77 (21) 2466076, 27-II 1 (51) 1 1,, а
В 60Н 1/18 с присоединением заявки М
Государственный комитет (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.11.78. Бюллетень No 44 (45) Дата опубликования описания 30.11.78 (53) УДК 629.113.06:
:628.8(088.8) по делам изобретений и открolтнн (72) Авторы изобретения
А. T Лебедев, Г. В. Лебединский, Н. Н. Высокосов и С. М. Панасенко (71) Заявители Харьковский институт механизации и электрификации сельского хозяйства и Харьковский завод тракторных самоходных шасси (54) ОТОПИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ КАБ И Н Ы
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к автотракторостроению, а именно к устройствам для отопления кабин транспортных срсдст ..
Известно отопительное устройство для кабины транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания, включающее воздухозаборник, центробежный вентилятор с электроприводом, теплообмснник и нагреватель (1).
В известном устройстве для обогрева кабины транспортного средства изпользуется воздух, нагретый наружными стенками двигателя, что может при попадании горюче-смазочных материалов на двигатель и при прогорании стенок коллектора привести к отравлению водителя ввиду попадания в обогреваемый воздух продуктов сгорания.
Наиболее близким техническим решением является отопительное устройство для кабин транспортных средств, включающее цилиндрический корпус, размещенный в нем теплообменник с гофрированными внутренними стенками, соединенный с источником тепла, т. с. с выхлопным коллектором двигателя, нагнетатсль воздуха, впускной и выпускной патрубки, соединенные с теплообменником (2).
В этих устройствах воздух пз кабины транспортного средства нагнетателем подастся в корпус отопительного устройства и приведенный во вращатсльное движение омывает нагрстые движущимися противоточпо выхлопными газами двигателя гоф5 рпрованныс стенки теплообменппка, после .clo поступает в кабину.
Однако в известном отопительном устройстве тсплообмсннпк соединен с выхлопным коллектором, вследствие чего увслпчп10 вается сопротивление на выхлопе газов двигателя, ITQ в конечном итоге приводит к ухудшению его технико-экономпчсских показателей. Кроме того, прн обогреве теплообмеппика выхлопными газами прп про15 горанип стенок тсплообменннка возможно попадание выхлопных газов в кабину транспортного средства, к тому же интенсивность теплообмсна в известном устройстве незначительна вследствие наличия воздуш20 пой прослойки между двойными стенками тсплообменннка. Кроме того, пзвсстнос устройство также нс позволяет регулировать интенсивность теплообмена.
Цель изобретения — повышение эффск25 тпвностп работы отопительного устройства путем регулирования интенсивности теплообмена.
Для этого впускной и выпускной патрубки соединены между собоп дпффузором, зо Во впускном патрубкс перед дпффузором
634976 г
3 установлена воздушная заслонка, теплообменник снабжен наружными гофрированнымиными стенками, между которыми и внутренними стенками имеется полость, заполненная промежуточным теплоносителем, а источник тепла установлен в кожухе, к которому подсоединены оба патрубка, при этом выпускной патрубок связан с атмосферой.
Кроме того, в теплообмепнике с целью контролирования уровня промежуто шого теплоносителя выполнено смотровое Окпо.
На чертеже показана схема предлагасмого устройства.
Оно содержит герметический цилиндрический корпус 1 с расположенным в нем теплообменником 2 с гофрированными внутренними 3 и наружными 4 стенками, между которыми образована полость, заполненная промежуточным теплоносителем, например жидкостью 5.
Источник тепла образован выхлопной трубой б, которая расположена в кожухе 7, соединенном с теплообменником через выпускной патрубок 8, сообщающийся с атмосферой трубопроводом 9.
Связанный с теплообменпиком впускной патрубок 10 соединен с выпускным патрубком через трубопровод 11 и диффузор 12.
Перед последним установлена воздушная заслонка 13, регулирующая поступление основного теплоносителя, например воздуха, поступающего в воздухозаборник 14 от двигателя. Циркуляция теплого воздуха в кабине осуществляется с помощью нагнетателя, например вентилятора 15, и конического патрубка 1б. Уровень жидкости 5 контролируется через смотровое окно 17.
Теплый воздух после радиатора системы охлаждения двигателя с водяным или после двигателя с воздушным охлаждением воздухозаборником 14 направляется черсз диффузор 12 к теплообменнику 2. Так как проходное сечение в горловине диффузора
12 уменьшается, то скорость воздуха в нем возрастает, а разрежение увеличивается.
Вслсдствие разницы между атмосферным давлением горячего воздуха, нагретого От выхлопной трубы б в кожухе 7, и разрежением в диффузоре 12 горячий воздух циркулирует между кожухом 7 и теплообменником 2, отдавая тепло его внутренней стенке 3. жидкость 5, нагретая от внутренней стенки 3, передает тепло наружной стенке 4, которая нагревает воздух, находящийся в корпусе 1 и циркулирующий внутри кабины. Интенсивность циркуляции горячего воздуха мсжду кожухом 7 и теплообмснником 2 регулируется из кабины с помощью заслонки
13, при полном открытии которой интенсивность обогрева кабины максимальная, так как в этом случае через диффузор 12 проходит поток воздуха с максимальной скоростью, а следовательно, разрежение в
4 горловине диффузора максимальное. При закрытии воздушной заслонки 13 скоростной поток воздуха уменьшается, вследствие чего уменьшается разрежение в диффузоре, что приводит к уменьшению интенсивности циркуляции горячего воздуха между кожухом 7 и теплообменником 2. При полном закрытии воздушной заслонки циркуляция потока горячего воздуха прекращается, а теплообменник 2 охлаждается вслсдствие его соединения с атмосферой трубопроводом 9. При прогорании внутренней стенки 3 теплообменника жидкость 5 начинает поступать в выпускной патрубок, 8, а при повреждении наружной стенки 4— через патрубок 1б. Это контролируют, периодически наблюдая за уровнем жидкости через смотровое окно 17, и тем самым проверяют герметичность теплоо6менника 2.
Применение предлагаемого устройства повышает эффективность его работы путем регулирования интенсивности теплообмена, не создавая дополнительного сопротивления на выхлопе газов двигателя. Кроме того, в этом устройстве используются отходы тепла двигателя, а обогрев теплообменника осуществляется от внешней поверхности выхлопной трубы.
Формула изобретения
1. Отопительное устройство для кабины транспортного средства, содержащее цилиндрический корпус, размещенный в нем теплообменник с циркулирующим в нем основным теплоносителем, соединенный с источником тепла и имеющий гофрированные внутренние стенки, нагнетатель воздуха, впускноЙ и выпускной патрубки, соединенные с теплообменником, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью повышения эффективности его работы путем регулирования интенсивности теплообмена, впускной и выпускной натру.бки соединены между. собой диффузором, во впускном патрубке перед диффузором установлена воздушная заслонка, теплообменник снабжен наружными гофрированными стенками, между которыми и внутренними стенками имеется полость, заполненная промежуточным теплоносителем, а источник тепла установлен в кожухе, к которому подсоединены оба патрубка, при этом выпускной патрубок связан с атмосферой.
2. Устройство по п. 1. о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью контролирования уровня промежуточного теплоносителя, в теплообмсннике выполнено смотровое окно.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США М 38б889б, кл. 98 — 2.
11. 1975.
2. Авторское свидетельство СССР
Х 348401, кл, В бО Н 1/18, 1972.
634976
Редактор Т. Горячева
Заказ 2202/1 Изд. М 758 Тираж 799 Подписное
НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
Составитель Г С. Летрова
Техред О. Тюрина
Корректоры: Л. Брахнина и А. Степанова