Устройство автоматического переключения передач транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(i i) 634980
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ, Союз Советских
Социалистических
Республик
t (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 08.04.76 (21) 2347465, 27-11 (51 ) !M
В 60К 41/06 с присоединением заявки ¹
Государственный квинтет (23) Приоритст (43) Опубликовано 30.11.78. Бюллетень ¹ 41 (45) Дата опубликования описания 30.11.78 по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.113-585. .2 (088.8) (72) Авторы изобретения И. П. Ксеневич, А. С. Солонский, Е. H. Козлов, М. Г, Мелешко, В. М. Семенов, А. М. Волочкович и В. П. Тарасик (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ
ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к устройствам автоматического переключения псрсдач ступенчатых трансмиссий тяговых средств.
Известно устройство автоматического переключения передач транспортного средства, содержащее задающий механизм, имеющий центробежный датчик с сигнальным клапаном, гидравлически соединенным с нагнетательной магистралью, усилитель, исполнительные механизмы, состоящис из силовых цилиндров с подпружиненными поршнями, клапанов сброса давления с золотниками, и распределитель переключения передач (1).
17сдостатк 7м подобного уcTpolfcTI33 BB 7B TcB большое число логических элементов, так как ка кдый из них настраивается па определенное соотношение сигнала центробежного датчика и положения педали управления. Кроме того, подобные устройства не могут быть применены в тяговых средствах, на которые установлены дизельные двигатели с всережимным регулятором, у которых положение педали управлспия подачей топлива определяет нс загрузку двигателя, а лишь частичный скоростной режим. Загрузку двигателя в них определяет положение, рейки топливного насоса, которое является выходным сигналом всережимного регулятора двигателя.
Целью изобретения является улучшение
"onënânoé экономичности путем обеспечения возможности автоматп|сского переключения передач в зависимости от загрузки
5 двигателя.
Это достигается те:t, что предлагаемое устройство снабжено двумя пилотными клапанами соотвстственно высших и низших передач и реле задержки включения
10 персдач, гидравлнчески связанного с пилотными клапанами, каждьш пз которых в свою очередь сосдппсн с сигнальным клапаном, клапаном сброса давления и исполнительным механизмом, прп этом центро15 бежпый датчик задающего механизма соединен с рычагом подачи топлива трансп7ортного средства, а поршни силовых цилиндров исполнительных механизмов кпнсматпческп связаны с золîTínêàми клапа20 нов сброса давления и с распределителем переключения псрсдач.
На чертеже показано предлагаемое устройство.
Оно содержит задающий механизм 1, сое25 дпнснный каналами с усилительным механизмом 2, имеющим гидравлическую связь с исполнительным механизмом 3. Центробежный датчик 4 соединен с валом двш.атсля шестерней 5, а тягой G и рычагом 7 с
30 золотником 8 сигнального клапана 9. Ры634980
3 чаг 7 пружиной 10 связан с рычагом 11, которой тягой 12 соединен с рычага 111 13 и 14 управления подачей топлива и стабп.1IIзации сKOрости cooTветств IIIIo II с 11 далью 15 управления подачей топлива с места водителя.
Клапан 9 сообщен каналом 16 с полостью 17 пилотного клапана 18 переключения на высшую передачу, включающего золотник 19 и пружину 20, и параллельно с полостью 21 реле 22 задержки включения, имеющего два поршня 23, поджатых пружиной 24, а каналом 25 — с полостью 17 пилотного клапана 26 переключения на низшую передачу, включающего те жс элементы, что и клапан 18, и параллельно с полостью 27 реле 22, соединенного посредством клапана 9 с нагнстательной магистралью 28.
* Клапан 18 соединен каналом 29 с полостью ЗО силового цилиндра 31 управления поворотным золотником для включенияя смежной высшей передачи, а клапан
26 каналом 32 — C полостью 30склового цилиндра 33 управления поворотным золотником для включения смежной низшей пср едачи.
Поршни 34, поджатые пружинами 35, через штоки 36 соединены с поворотными устройствами 37 и 38, которые включают защелки 39 и шарики 40, поджатыс пружинами 41. Упоры 42 закреплены неподвижно па корпусе, а шайба 43 с захватами 44 посажена жестко на вал 45, на котором также жестко установлены кулачок 46 и поворотный золотник 47 переключения передач, который может соединять нагнстатсльную магистраль 48 посредством каналов 49 — 52 с муфтами 53 — 56 переключения передач соответственно. Клапаны 57 и 58 сброса давления включают золотники 59, кинематичсски связанные с зацепами 60 со штоками 36 через захваты 61 и 62, и соединены каналами 63 и 64 с полостями 17 клапанов 18 и 26, которые в свою очередь соединены с нагнетатсльной магистралью каналом 65 с дроссельным отверстием 66.
При установившейся нагрузке золотник
8 клапана 9 находится в нейтральном положении и сигнала на переключение не поступает.
При изменении нагрузочного режи»а, например нагрузка уменьшилась, обороты двигателя возрастают, грузы датчика 4 расходятся, и тяга 6 через рычаг 7 перемещает золотник 8 вправо. Масло из магистрали 28 поступает через канал 16 в полость 21 реле 22, поршень 23 перемещается, сжимая пружину 24, в результате чего давление в полостях 17 и 21 нарастает пропорционально изменению усилия пружины 24, а прп достижении величины давления, достаточного для преодоления усилия пруяины 20 клапана 18, золотник 19 начинает перемещаться и соединяет сначала полость 17
4 клапана 18 с магистралью каналом 65 через отверстие 66 н прп этом резко перемещается, сжимая пружину 20. Дальнейшее протекание процесса псреключсния пе за висит от сигнала задающего механизма, так как полость 17 клапана 18 соединилась каналом 65 с магистралью постоянного давления.
Масло под рабочим давлением поступает из канала 65 через канал 29 в полость
30 цилиндра 31 и перемещает поршень 34, сжимая пружину 35. Шток 36, связанный с поршнем, перемещает устройство 37. 3ащелка 39 под действием пружины 41 через шарик 40 прижимается к профилированной поверхности упора 42, перемещается по ней до упора в захват 44 шайбы 43 и поворачивает ее вместе с валом 45, с которым жестко связан золотник 47 переключения передач, до включения высшей передачи.
При этом увеличивается загрузка двигателя и золотник 8 перемещается в первоначальное положение и отключает канал 16 от магистрали 28. При перемещении устройства 37 захватом 62 перемещается золотник 59 клапана 57, соединяя при этом полость 17 через канал 63 со сливом. Так как проходное сечение слива памного больше проходного сечения отверстия 66, то золотник 19 возвращастся в исходное положение, соединяя полость 30 цилиндра 31 со сливом. Система возвращается в исходное положение.
Поддержание скорости движения машины в определенных пределах обеспечивается устройством стабилизации скорости.
Для этого водитель устанавливает рычагом ручного управления золотником 47 переключения передач и педалью 15 управления топливом требуемую скорость. В этом положении рычаг 14 соединяется с тягой 12.
Если автоматическое устройство при уменьшении нагрузки включает высшую передачу, т. е. золотник 47 поворачивается против часовой стрелки, то кулачок 46 также поворачивается. Рычаг 14, прижимаясь к профилю кулачка, поворачивается и через тягу 12 поворачивает рычаг 11 в сторону уменьшения подачи топлива для умень.Иения оборотов двигателя, поддерживая заданную скорость движения. Перенастройка датчика 4 производится изменением натяжения пружины 10 автоматически, так как рычаги 11 и 13 соединены жестко тягой 12.
Выполненное подобным образом устройство позволяет поддерживать загрузки двигателя близкой и номинальной во всем диапазоне регулирования двигателя, что обеспечивает более высокую загрузку двигателя с одновременным улучшением топливной экономичности при работе с агрегатами, требующими различной мощности.
634980
Формула изобретения
1
Составитель В. Н. Калмыков
Техред О. Тюрина
Реда ктор Т. Горя чева
Корректоры: Л. Брахнина и Л. Котова
Закал 2202 5 Илд. ¹ 758 Тираж 790 Полни.ч;ос
ППО Государственного комитета СССР по делам иловрстсний и откры;и, 113035, Москва, )К-35, Раргиская пав. д. 4/5
Типография, пр. Сапупова, 2
Устройство автоматического переключения передач транспортного средства, содержащее задающий механизм, имеющий центробежный датчик с сигнальным клапаном, гидравлически соединенным с нагнстательной магистралью, усилитель, исполнительные механизмы, состоящие пз силог.ых цилиндров с подпружиненными поршнями, клапанов сброса давления с золотниками, и распределитель переключения передач, отличающееся тем, что, с целью улучшения топливной экономичности путем обеспечения возможности автоматического переключения передач в зависимости от загрузки двигателя, оно снабжено двумя пилотными клапанами соответствснпо выс1ппх и 1шзпи1х 11(ðñä;l÷ и рслс 3;1дср111кп 11к. I l(> 1 II II II и(рс 1 11 Ч, гll,1р а11л11 ч i cкп связанного с пилотными клапанамп, к;1ждый из которых и сво1о о ц рсдь сое I,IIIIc» с
5 сигнальным клапаном. клапаном сброса давления и исполнительным механизмом, прп этом центробежньш датчик задающего механизма соединен с рычагом подачи топлива транспортного средства, а поршни сн10 ловых цилиндров исполнитсль11и1х механпзIoB кппематическп связан»I с золотниками клапанов сброса давления и с распределителем переключения передач.
Источники информации, 15 принятые во вни 1анне прп экспсртпзс
1. Инструкция по эксплуатации автобуса ЛИАЗ-6i7, М., «Машиностроение», 1969, с. 49 — 52.