Движительная колонка для судов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
11 11 635000
Союз Советских
Социалистических
Республик
Ф,4 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03.01.77 (21) 2440087/27-11 (51) М. Кл.з
В 63Н 21/26
В 63Н 23/08
В 63Н 23/30 с присоединением заявки ¹
ГосУдаРственный комитет (23) Г1риоритет (43) Опубликовано 30.11,78. Бюллетень № 44 (45) Дата опубликования описания 30.11.78 (53) УДК 629.12.532. .582.5 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения Я. Г. Файнберг, О. Е. Мезенцев, P. Галдикас и Г. М. Козырев (71) Заявитель (54) ДВИЖИТЕЛЪНАЯ КОЛОНКА ДЛЯ СУДОВ
Изобретение относится к судостроению.
Известна движительная колонка для c) дов, содержащая верхний и нижний редукторы, кинематически связанные друг с другом посредством двух вертикальных валов, причем верхний редуктор связан с выходным валом двигателя .(1).
Однако для обеспечения реверса в известной колонке необходим отдельный реверс-редуктор, что усложняет J(o»(:(.pyJ(IJII(o и увсличи13аст габариты и вес двнжитсльной колонки.
Цел(> изобрстспия — — снижснпс 13сса и габаритов движительной колонки.
Для этого она снабжена блоком реверса, а верхний редуктор выполнен с двумя ведущими коаксиально расположенными валами переднего и заднего хода, каждый нз J(QTophlx сВязан с Выходным Валом двигателя посредством блока реверса.
Кроме того, блок реверса содержит ведущий барабан с двумя укрепленными в нем шинно-пневматическим л баллонами, каждый из которых выполнен с возможностью взаимодействия с соответствующим ведущим валом верхнего редуктора, и два ведомых барабана, каждый из которых уккреплен на соответствующем ведущем валу верхнего редуктора.
На чертеже показана предлагаемая колонка, общий вид.
Она содержит верхний редуктор, размещенный в корпусе 1, стойку 2 с двумя вертикальнымп валами 3 и 4, и нижний редуктор, расположенный в гондоле 5.
Верхний редуктор прикреплен фланцем корпуса 1 к внутрибортному двигателю 6 и содержит коническую передачу, состоя10 щую из ведущих горизонтальных валов 7 и 8 псрсднс(î и заднего хода соответственно с I o(l((«cc(((lai(»(o,scca>(II, находящимися в постоя(3ном зацеплении с валом-шестерней 9.
15 Блок реверса состоит из ведущего барабана 10 с укрепленными в нем двумя шннно-пневматическими баллонами 11 и 12 и двух ведомых барабанов 13 li 14 переднего и заднего хода соответственно. Ведущий
20 барабан 10 укреплен на маховике 15 двигателя 6. Барабаны 13 и 14 установлены на валах 7 н 8 соответственно. Вал 8 шлицами соединен со ступицей 16 колеса заднего хода. Валы переднего и заднего хода
25 установлены в подшипниках 17 качения, а вал заднего хода — в подшипнике 18.
Для подачи сжатого воздуха в шнннопневматические баллоны служит воздуховод, представляющий собой двойную труб30 ку 19, которая проходит сквозь полый вал
635000
3 заднего хода и укреплена во втулке 20 ведущего барабана 1О. Другой конец трубки
19 установлен в корпусе 1 редуктора на подшипниках 21 качения.
Центральное отверстие 22 двойной трубки 19 предназначено для подвода воздуха в баллон 11 переднего хода, а кольцевой канал 23, образованный наружной и внутренней частями двойной трубки, — для подвода воздуха в баллон 12 заднего хода.
Воздуховод соединен с буксой 24, установленной в корпусе верхнего редуктора и имеющей штуцера 25 для подсоединения шлангов пневмосистемы.
Устройство для равномерного распределенияя крутящего момента между ведущими шестернями нижнего редуктора включает раздаточный редуктор, размещенный в «орпусе 26, и торсионные вертикальные валы
3 и 4 с зубчатыми муфтами 27 — 30.
Раздаточный редуктор предназначен для распределения крутящего момента на два вертикальных вала и содержит цилиндрическую косозуоую передачу, которая состоит из ведущего колеса 31 и ведомого валаколеса 3 . Ведущее колесо 31 закреплено на валу-шестерне 9, установленной вертикально на подшипниках 33 и 34 качения.
Ведомое вал-колесо 32 установлено на подшипниках 35 и 36 качения.
Вертикальные торсионные валы 3 и 4, расположенные в каналах стойки 2, соединены с валом-колесом 32 и валом-шестерней 9 зубчатыми муфтами 27 и 28, а с валами-шестернями 3i и 38 нижнего редуктора зубчатыми муфтами 29 и 30.
Ведущие конические валы-шестерни 37 и
38 установлены вертикально на шарикоподшипниках 39 — 42 в гондоле 5. Сдвоенное ведомое коническое колесо 43 посажено на горизонтальный гребной вал 44, установленный на подшипниках 45 — 47 качения в гондоле 5. На кормовом конце гребного вала 44 укреплен гребной винт 48, а к носовому его концу присоединен масляный насос 49 системы смазки колонки. С целью предотвращения утечки масла и попадания воды во внутреннюю полость нижнего редуктора гребной вал уплотнен резиновыми манжетами 50.
Колонка работает следующим образом.
Крутящий момент от маховика 15 двигателя 6 передается ведущему барабану 10 блока реверса.
Сжатый воздух подается из пневмосистемы судна через буксу 24 и отверстие 22 в один из шинно-пневматических баллонов.
При этом баллон 11 или 12 прижимается
1г
4д
55 к соответствующему ведомому барабану 13 или 14 и таким образом включается передний или задний ход.
Далее при помощи конической передачи переднего хода через шестерни валов 7 и 9 или заднего хода через шестерни валов 8 и 9 крутящий момент передается цилиндрической зубчатой паре колес 31 и 32, распределяющей его на две части. Торсионные вертикальные валы 3 и 4 за счет закрутки выравнивают эти части крутящего момента и передают их в нижний редуктор, где посредством конической передачи через валы
37 и 38 колесо 43 приводит во вращение гребной вал 44 с гребным вин — îì 48. Упор, создаваемый гребным винтом, воспринимается коническими подшипниками 47 и передается через корпус нижнего редуктора и стойку 2 на судно.
Данная конструкция реверсивной колонки в изготовлении несколько дороже известных нереверсивных колонок. Однако при применении реверсивной колонки отпадает необходимость во вспомогательном двигателе и движителе заднего хода, в результате чего покрываются первоначальные затраты на изготовление, упрощается и облегчается конструкция судна и повышаются его технико-экономические показатели.
Формула изобретения
1. Движительная колонка для судов, содержащая верхний и нижний редукторы, кинематически связанные друг с другом посредством двух вертикальных валов, причем верхний редуктор связан с выходным валом двигателя, отл и ч а ющаяся тем, что, с целью снижения веса и габаритов движительной колонки, она снабжена блоком реверса, а верхний редуктор выполнен с двумя ведущими коаксиально расположенными валами переднего и заднего хода, каждый из которых связан с выходным валом двигателя посредством блока реверса.
2. Колонка по п. 1, отлич ающа я ся тем, что блок реверса содержит ведущий барабан с двумя укрепленными в нем шинно-пневматическими баллонами, каждый из которых выполнен с возможностью взаимодействия с соответствующим ведущим валом верхнего редуктора, и два ведомых барабана, каждый из которых укреплен на соответствующем ведущем валу верхнего редуктора.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США № 3487803, кл. 115-17, 1970.
635000
Редактор Т. Горячева
Заказ 2073/11 Изд. № 762 Тираж 526 Подписное
НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
Составитель В. Макеев
Техред О. Тюрина
Корректоры: В. Дод и Л. Брахнина