Охладжаемая диафрагма турбомашины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1ц635266

Сова Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 18.07.74 (21) 2043843/24-06 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.11.78. Бюллетень ¹ 44 (45) Дата опубликования описания 30.11.78 (51) М. Кл.-

F 01D 9/02

F 01D 25/12

Государственный комитет (53) УДК 621.438-226.2 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

Г. И. Богорадовский, А. А. Бурдин, А. А. Кринский и А. Л. Кузнецов

Производственное объединение ордена Ленина и ордена

Трудового Красного Знамени «Невский завод» им.

1 (71) Заявитель

1 " ;

Р (54) ОХЛАЖДАЕМАЯ ДИАФРАГМА ТУРБОА4АШ41ИЬ(" " ""

Изобретение относится к области турбостроения, в частности к охлаждаемым диафрагмам газовых турбин.

Известна охлаждаемая диафрагма газовой турбины, содержащая выполненные в цилиндрическом корпусе кольцевой коллектор и сообщенные с ним каналы для подвода охлаждающей среды и отвода ее к узлам турбины (1).

Недостатком известной конструкции ох- 10 лаждаемой диафрагмы является то, что она не позволяет использовать один поток охлаждающего воздуха для охлаждения всех элементов диафрагмы, а также сопловых лопаток. 15

Цель предлагаемого изобретения — снижение трудоемкости изготовления.

Цель достигается тем, что каналы для охлаждающей среды выполнены в виде равномерно расположенных по окружности продольных сверлений, причем отводящие охлаждающую среду каналы заглушены со стороны подвода, а расположенные между ними подводящие — с противоположной стороны.

На фиг. 1 изображена часть продольного разреза турбины; на фиг. 2 — сечение А — А фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б — Б фиг. 2.

Диафрагма содержит выполненные в цициндрическом «прпусе 1, параллельно про- 30 дольной оси турбины, каналы 2, предназна енные для подвода охлаждающего воздуха, и каналы 3 — -для отвода охлаждающего воздуха. Каналы 2 и 3 выполнены в видо равномерно расположенных по окружности продольных сверлений. Со стороны, противоположной подводу охлаждающего воздуха, капаль, 2 и 3 соединены кольцевым коллектором 4, заглушенным кольцевой пластиной 5 и меняющим по крайней мере один раз направление движения охлаждающего воздуха в каналах 3. Отводящие каналы 3 заглушены со стороны подвода охлаждающего воздуха к диафрагме заглушкой 6, а подводящие каналы 2 со стороны, противоположной подводу охлаждающего воздуха к диафрагме, заделаны заглушкой 7.

Отводящие каналы 3 со стороны подвода охлаждающего воздуха к диафрагме сообщены через радиальные каналы 8 с коллектором 9, заглушенным кольцевой заглушкой

10 и раздающим охлаждающий воздух через щели 11. Щели 11 выполнены в штифтах 12, один конец каждого из которых вставлен в заглушку 10, а другой заглушен пробкой 13.

Из коллектора 9 охлаждающий воздух по каналам 14 и 15 поступает в полость 16, а затем к сопловым лопаткам 17. Штифты

12 предназначены одновременно для стопорения сегментов 18 разрезной обоймы 19.

635266

Отбор воздуха для охлаждения направляющих лопаток 20 второй ступени и дисков 21 турбины производят из щели 22 по трубопроводу 23.

При работе турбины охла>кдающий воздух по подводящим каналам 2 поступает в общий коллектор 4, где в зависимости от конструкции по крайней мере один раз меняет свое направление движения íà Ilpoтивополо>кное в отводящих каналах 3 по 10 сравнению с направлением движения охлаждающего воздуха в подводящих каналах 2. Изменив направление движения в коллекторс 4, охлаждающий воздух Ilo OTводящим каналам 3 попадаст в радиальные 15 каналы 8, далее в коллектор 9 и через щели ll в штифтах 12 по каналам 14 и 15 попадает в полость 1б, а затем по сопловым лопаткам 17 — в проточную часть турбины.

Одновременно по трубопроводу 23 из щели 20

22 происходит отбор части воздуха для охлаждения направляющих лопаток 20 второй ступени и дисков 21 турбины.

Таким образом осуществлено охлаждение всех частей диафрагмы и сопловых лопаток 25 при значительном сокращении объема охла>кдающего воздуха.

Описываемая конструкция позволяет сократить расход охлаждающего воздуха примерно в два раза по сравнению с ранее используемым расходом воздуха и тем самы м повысить КПД газотурбинной установки, причем трудоемкость изготовления значительно уменьшается.

Формула изобретения

Охлаждаемая диафрагма турбомашины, преимущественно газовой турбины, содер>кащая выполненные в цилиндрическом корпусе кольцевой коллектор и сообщенные с ним каналы для подвода охлаждаемой среды и отвода сс к узлам турбины, от л и ч аю щ а я с я тем, что, с целью снижения трудоемкости изготовления, каналы выполнены в виде равномерно расположенных по окружности продольных сверлений, из которых отводящие заглушены со стороны подвода, а расположенные между ними подводящие — с противоположной стороны.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 2220бО, кл. F Old 9/00, 1966.

635266

А-А

2 фиг,2

17 1Я

Фиг.3

Составитель И. Аниканова

Редактор R. Караулова Техред О. Тюрина Корректоры: Л. Тарасова и Л. Орлова

Заказ 2055/10 Изд. № 741 Тираж 638 Подписное

НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2