Автоматизированная система для обучения и контрля знаний

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН И Я

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

>635508

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) До полевительное к а вт. саид-ву— (22) Заявлено 04.02.76 (21) 2321495/24 с присоединением заяв|ки №вЂ” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 30.11.78. Бюллетень № 44 (45) Дата опубликования описания 30.11.78 (51) Ч.Кл.-" Сй 09 В 7, 00

1осударственный комитет ио делам изобретений и открытий (53) УДК 681.3.371.69 (088.8) (72) Авторы изабретения В. В

Петрусинский, Э. С. Диамент, С. В. Киселев

Л. Монин, В. Г. Литвинов, Г. А, Комонов, (В. М. Пронин и А. В. Калинин, -.; ."4 .;, те

1 высшей нервной нентельностн н нейрофнз йорйтнн

АН СССР (71) Заявитель Институт (54) АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА

ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИИ

Изобретение относится к области технических средств обучения и может быть использовано в системе народного образования для ускоренного обучения различным дисциплинам, в том числе теоретическим дисциплинам, иностранным языкам, а также профессиональным двигательным навыкамм.

Известная автоматизированная система для обучения и контроля знаний, содержащая блок программного управления, аудиовизуальный демонстрационный блок, а также устройства ввода ответов обучаемого и их анализа, позволяет одновременно предьявлять обучаемому визуальную и звуковую 15 информацию, записанную предварительно, в результате чего и происходит обучение (1).

Система дает возможность синхронно регистрировать и анализировать ответы 20 обучаемого, однако в ней отсутствуют средства для создания психологической ситуации и суггестивной стимуляции процесса научения. Такая система не позволяет управлять состоянием и работоспособностью обучаемого и создать условия для оптимального адекватного восприятия учебной информации.

Наиболее близкое техническое решение к изобретению — автоматизированная система для обучения и контроля знаний, содержащая блок программного управления, входы которого соединены с выходами устройства анализа и регистрации ответов н состояния обучаемого, первые входы которого подключены и выходам устройства ввода ответов и реакций обучаемого, второй вход — к первому выходу блока программного управления, третий вход — к первому выходу блока формирования сигналов учебной информации, соединенного вторым выходом с первым входом аудиовизуального демонстрационного блока и первым входом — с вторым выходом блока программного управления (2).

Положительными качествами этой автоматизированной системы для обучения и контроля знаний являются постоянный автоматизированный контроль состояния обучаемого в течение всего процесса обученич и подача материала совместно с суггестивным и субсенсорным аудиовизуальным воздействием. Однако она не позволяет адекватно управлять состоянием, восприятием и работоспособностью обучаемого, не рассчитана на полидисциплпнарное обучение и создание в процессе обучения стимулирующего информационного фона, не использует управляющее вероятностное рефлектор635508

55 но-установочное воздействие мого.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей системы.

Поставленная цель достигается тем, что предлагаемая автоматизированная система для обучения и контроля знаний содержит устройство управления восприятием, состоянием и работоспособностью обучаемого, блок стпмулируюгцего информационного фона и устройство рефлекторно-установочны. . воздействий, подключенное к первым выходам гстройства управления восприятием, состоянием и работоспособностью обучаемого, второй выход которого соединен с вторым входом аудиовизуального де.юнстрацпонного блока, третий выход — с ствертым входом устройства анализа и регистрации ответов и состояний обучаемого, первый вход — с третьим выходом блока программного управления, второй вход с первым выходом блока стимулирующего информационного фона, подключенного вторым выходом к второму входу блока формирования сигналов учебной информации и входом — с четвертым выходом блока программного управления.

Устройстго ввода ответов и реакций обучаемого содержит блок дозированной физической нагрузки, тренажер, блок ввода ответов и блок биодатчиков, соединс цые - выходами устройства.

Устройство анализа и регистрации ответов н состояний обучаемого содержит дешифратор, блок анализа ответов, блок синхронизации и регистратор, выходы которого подключены к входам блока анализа состояний и блока синхронизации.

Устройство управления восприятием, состоянием и работоспособностью обучаемого содержит входной и выходной коммутаторы н блоки тестов состояний, аутотренинга, суггестивных сигналов, субсенсорных сигналов, экстрараздражителей, функционального фона, светостимуляции и биостимуляпии, входы и выходы которых соединены с соответствующими выходами и входами входного и выходного коммутаторов соответственно.

Устройство рефлекторно-установочных воздействий содержит блоки полихроматической тон з стимуляции, кв аз и естественной светостимуляции, рефлекторных подкреплений и стимулирующих электродов, входы н выходы которых соединены соответственно с входами и выходами устройства.

На фиг. 1 показана блок-схема автома-.изированной системы для обучения и контполя знаний; на фиг. 2 — блок-схема уст>ойства ввода ответов и реакций обучаемого; на фиг. 3 — блок-схема устройства анализа и регистрации ответов и состояния обучаемого; на фиг. 4 — блок-схема устройства управления восприятием, состоянисм и работоспособностью обучаемого; на

Зо

50 фиг. 5 — блок-схема устройства рефлекторно-н становочных воздействий.

Автоматизированная система для обучения и контроля знаний содержит (фиг. 1) блок 1 программного управления, устройство 2 анализа и регистрации ответов и состояний обучаемого, устройство 8 ввода ответов и реакций обучаемого, блок 4 форми рова ния сигналов учебной информации, аудиовизуальный демонстрационный блок

При этом входы блоков соединены с выходами устройства 2 анализа и регистрации ответов и состояний обучаемого, первые входы которого подключены к выходам устройства 8 ввода ответов и реакций, второй вход — к первому выходу блока 1 программного управления, третий вход — к первому выходу блока 4 формирования сигналов учебной информации, соединенного вторым выходом с первым входом аудиовизуального демонстрационного блока 5 и первым входом — с вторым выходом блока 1 программного управления.

Автоматизированная система также содержит устройство б управления восприятием, состоянием и работоспособностью обучаемого, блок 7 стимулирующего информационного фона и устройство 8 рефлекторно-установочных воздействий, подключенное к первым выходам устройства б управления восприятием, состоянием и работоспособностью обучаемого, второй выход которого соединен с вторым входом аудиовизуального демонстрационного блока 5, третий выход — с четвертым входом устройства 2 анализа и регистрации ответов и состояния обучаемого, первый вход — с третьим выходом блока 1 программного управления, второй вход — с первым выходом блока 7 стимулирующего информационного фона, подключенного вторым выходом к второму входу блока 4 формированич сигналов учебной информации и входом— с четвертым выходом блока 1 программного управления.

Блок 7 стимулирующего информационного фона представляет собой видеомагнитофон (на чертеже не показан) с предварительно, записанными на носитель программами информационной стимуляции мнемических способностей обучаемого и его работоспособности.

Основные блоки и устройства автоматизированной системы размещены в аппаратной 9, а обучаемый и блоки демонстрации учебной информации, реализации управления и контроля находятся в акустически оборудованной аудитории 10.

Устройство 8 ввода ответов и реакций обучаемого содержит (фиг. 2) блок 11 дозированной физической нагрузки, тренажер

12, блок 18 ввода ответов и блок 14 биодат иков, выходы которых подключены к соответствующим входам устройства 2.

635508

Устройство 2 анализа и регистрации ответов и состояний обучаемого содержит (фиг. 3) дешифратор 15, блок 1б анализа ответов и блок 17 анализа состояний, соединенные с выходами дешифратора 15, блок 18 синхронизации и регистратор 19, выходы которого подключены к входам блока анализа состояния и блока синхронизации, а первые входы устройства 2 анализа и регистрации ответов и состояний обучаемого содержат первый вход блока 1б анализа ответов, связанный с выходом блока

11 дозированной физической нагрузки, второй вход блока анализа ответов, связанный с выходом тренажера 12, третий вход блока анализа ответов, соединенный с одним выходом блока 18 синхронизации, вход блока 17 анализа состояний, соединенный с другим выходом блока синхронизации, вход регистратора 19, соединенный с выходом блока 14 бподатчиков (фиг. 2).

Устройство б управления восприятием, состоянием и работоспособностью обучаемого содержит (фиг. 4) входной коммутатор 20, выходной коммутатор 21, блок 22 тестов состояния, блок 28 аутотренинга, блок 24 суггестивных сигналов, блок 25 субсенсорных сигналов, блок 2б экстрараздражителей, блок 27 функционального фона, блок 28 светостимуляции и блок 29 биостимуляции, входы и выходы которых соединены с соответствующими выходами и входами входного и выходного 21 коммутаторов соответственно. Первый вход коммутатора 20 подключен к третьему выходу блока 1 программного управления, а второй вход — к первому выходу блока 7 стимулирующего информационного фона. Первые выходы коммутатора 21 связаны с входами устройства 8 рефлекторно-установочных воздействий, второй выход связан с вторым входом аудиовизуального демонстрационного блока 5, третий выход — с четвертым входом устройства 2 анализа и регистрации ответов и состояния обучаемого.

Блоки тестов состояния обучаемого, аутотренинга, суггестивных сигналов, субсенсорных сигналов, экстрараздражителей, функционального фона и светостимуляции представляют собой магнитофоны.

Устройство 8 рефлекторно-установочных воздействий содержит (фиг. 5) блок 80 полихроматической тоностимуляции, блок 81 квазиестественной светостимуляции, блок 82 рефлекторного подкрепления и блок 88 стимулирующих электродов, входы указанных блоков соединены соответственно с первыми выходами выходного коммутатора 21.

Предложенная автоматизированная система для обучения и контроля знаний работает следующим образом.

Основными видами сеансов обучения в автоматизированной системе являются: сеанс тестирования, в процессе которого обучаемому предъявляются: аудиовизуальпыс с!!гналы тестов состояния и аутотренинга, рефлекторное подкрепление суггестивпых спгнaëoII !! формул и регистрируются реакции обучаемого на тесты и аутотре"!инг, осуществляется бпостимуляция электрически активных точек на теле обучаемого и регистрируются биопроцессы обучаемого; по результатам зарегистрированных ! еакц!1и II о!!Опроцессов BbIHocIITcII c! >I äcнпе об адекватности состояния обучаемого. после чего данному обучаемому предъявляются сигналы специальных тестов по изучаемой дисциплине и тогда на основании всего комплекса тестирования определяется в оо!цпх чертах программа предъязления информации обучаемому; сеанс суггестивной стимулящш, при коз ором обучаемому воспроизводятся сигналы функционального фона на сенсорном и

20 субсенсорном уровнях, суггестивные аудиовизуальные и установочные формулы управлсн !я состоянием, вырабатывается установка иа гипермнезшо, предъявляются сигналы вероятностного рефлекторного подкреп25 пения и проводится синхронно биостимуляIIII электрически активных точек на теле обучаемого; сеанс обучения с подачей учебной информации в ритме биопроцессов обучаемоЗО -o, в течение которого сигналы учебной

1;нформацип синхронизируют с одним из основных бпоритмов обучаемого, например с ритмом дыхания, пульса, биотоков мозга; сеанс информационной стимуляции, прн котором обучаемому воспроизводят па субсенсорном уровне восприятия сигналы и.формационного фона, функционального фона, аддитивно наложенные на сигналы учебной информации, создающ1;е насыщен4О !1; ю !!!!формац!!оннчо среду, снижающие антнсуггестивные барьеры восприятия учеоцой информации и активизирую!цпс мнем!1ческую деятельность обучаемого; сеанс активизации пассивногоо запаса

45 учебной информации, в котором учебная информация в виде заданий и вопросог воспроизводится для осознаваемого сенсорного восприятия, а ключевые речевые сигналы и речевые сигналы ответов воспроизводятся на пороговом уровне; сеанс стимуляции работоспособности, в течение которого обучаемому воспроизводят сигналы программированного аутотренинга, суггестивного и субсенсорного управления работоспособностью совместно с сигналами рефлекторного подкрепления, направленными на создание условий адекватного восприятия информации обучаемым повышение его работоспособности, а также осуществляют бпостимуляцию электри-! ески активных точек па теле обучаемого: сеанс релаксации и управляемого сна., в -ечение которого на обучаемого воздействуют сигналы программированного аутотренинга, квазиестественной световой сти635508 муляции и полихроматической тоностимуляции (светомузыки); сеанс сенсомоторного обучения, во время которого учебная информация представляется обучаемому в суггестивной форме, обеспечивающей стимуляцию моторной деятельности обучаемого совместно с синхронHîé электростимуляцией мышц обучаемого; сеанс активного отдыха, в течение ко-орого воспроизводят сигналы управления, направленные на восстановление работоспособности в сочетании с функциональной музыкой, развлекательными фильмами и дозированной физической нагрузкой; !

5 сеанс реминисценции (отсроченного суггестивного воспоминания учебной информации), при котором обучаемому воспроизводятся сигналы учебной информации, сигналы информационного и функционального 2О фоня, а также имаготерапевтические формулы суггестивного управления, активизирующие мпемические способности, и визуальные сигналы, активизирующие речевую деятельность обучаемого.

Работа автоматизированной системы ускоренного обучения начинается сеансом тестирования и осуществляется следующим образом.

С блока 1 программного управления по- 30 ступает через коммутатор 20 сигнал включения блока 28 аутотренинга и блока 29 бпостимуляции. С блока аутотренинга через коммутатор 21 сигналы аутотренинга

;тоступа|от на аудиовизуальный демонстрационный блок 5, откуда воспроизводятся обучаемому. С блока аутотренинга через коммутатор 21 поступают также синхронные управляющие сигналы на устройство Я рефлекторно-установочных воздействий, уп- 4О равляя работой блока 80 полихроматпческой тоностимуляции, блока 82 рефлекторых подкреплений. С блока биостимуляции через коммутатор 21 поступает сигнал на блок 88 стимулирующих электродов. Сти- 45 мулирующие электроды предварительно закрепляются на электрически активных точ".ах на теле обучаемого.

С предварительно закрепленных на теле обучаемого биодатчиков блока 14 биодатчиков устройства ввода ответов и реакций обучаемого подаются сигналы биореакций па регистратор 19 устройства 2 анализа и регистрации ответов и состояния обуча"мого. 55

С регистратора 19 усиленные сигналы биореакций поступают на блок 17 анализа . остояния обучаемого, с выхода которого сигналы состояния обучаемого поступают .а блок 1 программного управления. Конт- 60 роль состояния обучаемого по биореакциям производится таким образом во всех сеансах обучения.

По окончании аутотренинга с блока программного управления через коммутатор 65

20 поступает управляющий сигнал на выключение блока аутотренинга и блока биостимуляции и включение блока тестов состояния обучаемого. С блока тестов состояния через коммутатор 21 на аудиовизуальный демонстрационный блок 5 начинают поступать сигналы психофизиологических тестов, тестов на скорость реакции, на определение порога осознанного восприятия, на уровень внимания, тестов для проверки порогов зрения и слуха обучаемого, тестов на мнемические способности. При этом обучаемый получает инструкцию нажимать на определенные кнопочные датчики блока 13 ввода ответов, сигналы с которого поступают на блок 17 анализа состояния обучаемого. Одновременно с блока 22 тестов состояния обучаемого через коммутатор 21 и дешифратор 15 на блок анализа состояния обучаемого поступают эталонные сигналы ответов и реакций эталонного обучаемого. Ответы и реакции эталонного обучаемого и реального обучаемого анализируются блоком анализа состояний обучаемого и поступают с него на блок 1 программного управления.

По окончании программы тестов с олока программного управления поступает сигнал включения блока 4 формирования сигналов учебной информации, производят тестовое обучение. Сигналы учебной информации с блока формирования сигналов учебной информации подаются на аудиовизуальный демонстрационный блок 5, откуда воспроизводятся обучаемому. Обучаемый, воздействуя на блок И ввода ответов, отмечает усвоенную информацию. Сигналы с блока ввода ответов поступают на блок 16 анализа ответов обучаемого. Одновременно с блока 4 формирования сигналов учебной информации поступают тестовые эталонные сигналы ответов эталонного обучаемого на дешифратор 15, откуда тестовые сигналы поступают на блок 15 анализа ответов обучаемого. С блока анализа ответов обучаемого результирующий сигнал анализа ответов эталонного обучаемого и реального обучаемого подаются на блок 1 программного управления.

С блока программного управления в течение сеанса тестирования поступает корректирующий сигнал через дешифратор 15 на блок 1б анализа ответов обучаемого и блок 17 анализа состояния обучаемого, изменяющий критерии анализа ответов и состояния обучаемого блока анализа ответов обучаемого и блока анализа состояния обучаемого.

По совокупностям данных анализа реакций и состояния обучаемого, поступаюшиv на блок программного управления, выносится решение, по какой программе следует обучать данного субъекта и его принадлежности к определенной группе обучаемых при групповом обучении.

635508

10

45

П(сле проведсш я с аванса тести, îâàíèÿ проводят сеанс стимуляции раоотоспособности.

С бло«3 1 программного управления поступает через коммутатор 20 сигнал включения оло«а 24 суггестивных воздействий, 6.".О«3 25 субсенсорных сигналов, блока 7 функционального фона. С блока суггестнвных воздействий, субсенсорных сигналов, блока функционального фона сигналы поступают 1а коммутатор 21, суммируются н подаются на аудиовизуальный демонстрационный блок 5, откуда воспроизводятся обучаемому, оказывая на него су13 естивно-стимулирующее воздействие н вырабатывая установку на гипермнезию. Установка на гииермнезию подкрепляется воздействием блока 82 рефлекторных подкреплений, устройства 8 рефлекторно-установочных воздействий, на которое через коммутатор 21 поступают управляющие сигналы с блока 25 с бсенсорных сигналов 25 н блока 27 функционального фона. Одновременно с блока 1 програм:aHOro управления через коммутатор 20 поступает сигнал включения блока 29 биостимуляцни н блока 28 светостимуляции. Блок бностнмуляцнн работает как было описано выше. Управляющие сигналы блока светостимуляцни поступают через коммутатор 21 на блок квазиестественной стимуляции и на блок полихроматической тоностимуляцни. Устройство 8 рефлекторно-установочных воздействий в целом осуществляет вероятностное рефлекторное подкрепление суггестпвных установочных формул управления восприятием, сотоянием и работоспособностью. Состояние обучаемого контролируется описанным выше образом устройством 2 анализа н регистрации ответов.

После проведения сеанса суггестивной стимуляции проводят сеанс обучения с подачей учебной информации в ритме биопроцессов обучаемого.

С блока 1 программного управления поступают сигналы на блок 4 формирования сигналов учебной информации. С блока 14 бнодатчнков сигналы биопроцессов обучаемого поступают через полирегистратор 19 на синхронизатор 18, где осуществляется преобразование регистрируемых биопроцессов в импульсные сигналы, частота которых соответственно равна частоте пульса обучаемого, частоте я-ритма ЭЭГ, частоте дыхания обучаемого. С синхронизатора 1) указанные сигналы поступают на блок 1 программного управления, где кодируются прн помощи ШИМ. С блока программного управления сигналы управления поступаIoT kI3 6JIoI 4. фо!)мирова!и1 cIII!I3;IQB учебной информации и выправляют его работо i и работой аудиовизуального демонстрационного блока 5. Одновременно с блока программного управления поступают сигналы включения через коммутатор 20 блока 26

1:. .. p3 а.,лэа жите Iсй !I 0 10II3 27 ф, нкциоиа.—.!.iln«i; фо!13. Сигналы функционального фона, слу:«ащ1)с для QIITIIмизации состоя.

1".;я 1)6)у .аемого !; сигналы экстрараздражи- слс11,служа u!Ic для поддержания неугас 3!ошей Ориентировочной реакшш, через коммутатор 21 поступают на аудиовизуальный демонстрационный блок 5, откуда вмес-.е с сигналами учебной информации бло«3 4 формирования сигналов учебной информации воспроизводятся обучаемому.

В процессе обучения подача учебной информашш по сигналу с блока 1 программного управления прерывается и подается программа тестов с блока 22 тестов состояния обучаемого и одновременно регистрируются рса«ции обучаемого устройством 2 анализа и регистрации ответов и состояния обучаемого.

Если показатели состояния обучаемого соответствуют первоначальным, подачу учебной информации продолжают. Если показатели изменяются, то в зависимости от этого изменения обучаемому подают одновременно с учебной информацией субсенгорные cii! палы с блока 25 субсенсорных сигналов и изменяют программу функционального фона на тонизирующую либо на тормозную.

Через некоторое время вновь проводят тестирование. Если по-прежнему имеется

Отклонение состояния обучаемого от оптимального, то включают блок субсенсорных сигналов и блок суггестнвных сигналов, которые воспроизводят одновременно с сигналами учебной информации и сигналами функционального фона с аудиовизуального демонстрационного блока 5.

В случае, когда IIÎсле очередногÎ тестироpàíèH отклоне)ше состояния обучасмог0 от первоначального сохраняется, с блока программного управления поступает сигнал выключения блока 4 формирования сигналов учебной информации, а также блоков суггестив1и.)х сигналов, субсенсорных сигналов, э«страраздражителей и синхронизатора 18, и поступает сигнал включения блока 28 аутотренинга. Программа аутотренинга воспроизводится до полного восстановления первоначального состояния и работоспособности.

После восстановления работоспособ)юcTIi обучаемого сеанс обучения ведут по описанной выше схеме. В процессе обучен;!я регистрирук)тся также ответы обучаемого иа сигналы учебной информации при помощи устройства 8 ввода ответов и ре3«иий обучае !010 и устройства 2 àíà,ill)3 и регистрации отвстов ll состояния Обу 13емог0, так, «ак оыло описано выше. По результата),! 3H3ëi!33 вынос:Tc;- решение О !!РОВС, I,СHllll ОО IЕНИЯ П ) Задаииой IIPOграмме, об изменении этой программы.

В процессе обучения входит сеанс информационной стимуляции.

635508

60

С блока 1 программно. ",, (3ления поступает сигнал включения блока 4 формирования сигналов учебной информации, блока 25 субсенсорных сигналов и блока 27 функционального фона. С блока 14 биод((тчпко(3 поступают сигналы бпореакцнй обучаемого на блок 1 программного управ. (е и и я .

С блока программного управления также поступает сигнал включения блока 7 стимулирующего информационного фона, с которого сигналы через коммутатор 2(" поступают на блок субсенсорных сигналов и блок функционального фона, откуда поступают на аудиовизуальный демонстрационный блок 5. С блока стимулирующего информационного фона сигналы также поступают на блок 4 формирования сигналов учебной информации, аддитивно складь(ваются с сигналами учебной информации и поступают также на аудиовизуальный демонстрационный блок 5. С блока 5 стимулирующие сигналы информационного фона воспроизводятся обучаемому. Воспроизведение (кинопроекция) осуществляется особым образом: с чередованием негативных и позитивных изображений сигналов информационного фона с частотой а-ритма

ЭЭГ и полиэкранным дублированием, что позволяет снизить антисуггестнвные барьеры восприятия обучаемого и активизировать неосознаваемую психическую деятельность обучаемого и его мнемические спосооности.

Через блок 1 программного управления сигналы биореакций обучаемого поступают на блок 7 стимулирующего информационного фона и управляют скоростью и ритмом воспроизведения сигналов информационного фона.

В сеансе активизации пассивного запаса учебной информации учебная информация воспроизводится с применением информационного стимулирования. Кроме того, с аудиовизуального демонстрационного блока 5 производятся световая индикация и задание времени ответа с интервалом в синтагму (смысловую единицу). Ответы обучаемого регистрируются устройством 2 анализа и регистрации ответов и состояния обучаемого и блоком управления, что позволяет установить обратную связь с блоком программного управления и проводить диалог с обучающей машиной на иностранном языке, а также диалог с обучающей машиной в программе психоинтелектуальной генерации (ПИГ).

В сеансе релаксации и управляемог0 сна обучаемому представляется аудиовизуальныс сп(палы управляемого сна п реласации, а так?кс осуществляется контроль объективных показателей состояш(Я обучаемого. Для этого с блока программного управления подаются сигналы включения блока 24 суггестивных сигналов и

15 г0 г5

Зо

50 олока 27 функционального фона. С данных блоков сигнал, сформированный на коммутаторе 21, поступает на блок 5, с которого сигналы управляемого сна, представляющие собой речевые сигналы программпрованпого аутотренинга и суггестивной стимуляции в сочетании с фоновой музыкой, содержащей ритмы биопроцессов спя0(a(0 человека, воздействуют на обучаемо10 и 13вод?п его в состояние релаксации и суггестивно-управляемого сна. Реализуемость сигналов суlòåñòèâíîãî управления контролируется устройством 2 а:(ализа и реп(страцин ответов и состояния обучаемого, как описано выше.

С блока 1 программного управления поступает сигнал на выключение блока 28 светостимуляцпи, откуда сигнал поступает на коммутатор 21, син.,ронизпруется с сигналами суггестивного управления и функционального фона и поступает далее на блок 81 квазиестественной светостимуля(пш, который в соответствии с программой плавно изменяет освещенность аудитории

10, имитируя ночное освещение при засыпании обучаемого и рассветное, а затем дневное при пробуждении обучаемого, и на блок 80 полихроматической тоностимуляции, который подкрепляет суггестивное воздействие аутотренинга и фоновой музыки специфическими световыми эффектами.

Сеанс сснсомоторного обучения профессиональным двигательным навыкам проводится следующим образом.

С аудиовизуального демонстрационного блока 5 воспроизводят речевые сигналы инструкций и речевые суггестивные сигналы управления двигательной активностью обучаемого. Кроме того, синхронно с учебной информацией с блока 29 биостимуляппп на блок 88 стимулирующих электродов поступает стимулирующий синусоидальный сигнал с частотой 80 Ги, и меняющейся и мплитудой. Стимулирующие электроды закреплены на мышцах обучаемого, участвующих в осваиваемом движении. При работе обучаемого на тренажере 12 формируются сигналы ответа и реакций обучаемогo II поступают на блок 1б анализа ответов обучаемого. Работа блока анализа ответов ооучаемого и блока 4 формирования сигналов учебной информации при анализе

0(ветов и реакций описана выше.

Сеанс активного отдыха проводится в перерывах между указанными сеансами.

Оп осуществляется следующим образом: ((рп вк! (0 (el((3(I блока суггестивных сигнаолока субсепсорных сигналов с

: удп::визуального демонстрационного бло(1(1 5;-;(>0(000;((водятся суггсстпвпые и cvo00пс0рныс с.(пиалы управления состоянием, (уда также поступают сигналы инструкций с".атической и динамической гимнастики, а с блока 4 формирования сигналов учебной

635508

14 информации — сигналы учебной информации.

При обучении иностранному языку аудиовизуальные сигналы аудиовизуального демонстрационного блока 5 представляют собой развлекательный кинофильм на иностранном языке. Испытуемый по инструкции воздействует на блок 11 дозированной физической нагрузки, осуществляющии дозированную физическую нагрузку на все основные мышцы обучаемого. Выполнение упражнений дозированных физических нагрузок регистрируется описанным выше образом устройством 2 анализа и регистрации ответов и состояния обучаемого и анализаторного сигнала с блока 4 формирования сигналов учебной информации.

Кроме того, обучаемому воспроизводят развлекательные музыкальные и светомузыкальные программы посредством блоков функционального фона и светостиму;IHUIiH, блоков полихроматической тоностпмуляцкп и квазиестественной светостимуляцпи, блока аудиовизуального демонстрационного блока.

Заканчивается цикл обучения проведением сеанса реминисценции (отсроченного воспоминания), В этом сеансе обучаемому воспроизводятся с аудиовизуального демонстрационного блока 5 субсенсорные сигналы учебной информации блока 4 формирования сигналов учебной информации, производится подача учебной информации в ритме биопроцессов прп помощи блока 14 биодатчпков, регистратора 19 и синхронизатора 18, воспроизводятся сигналы блока стимулирующего информационного фона и блока функционального фона, осуществляющие информационную стимуляцию. Основным отличием сеанса реминисценции является воспроизведение с блока 4 формирования сигналов учебной информации и блока 24 суггестивных сигналов посредством аудиовизуального блока суггестивкых установочных пмаготерапевтических формул управления, активизирующих речевую н мнемпческую деятельность обучаемого п тонизирующих его состояние.

Использование предлагаемой системы для ускоренного обуче««ия иностранным языкам («например, английскому, немецкому, французскому) без преподавателя по изучаемому предмету дает возможность курс языка с объемом 3000 — 4000 слов пассивного запаса усвоить в среднем за 10—

12 дней обучения (80 — 100 ч учебного времени). При обучении японскому языку пассивный лексический запас в 1000 — 1200 иероглифоь усва. вастся за 15 — 20 дней обучения.

При обучении скорочте«нпо скорость чтения удваивается за 2 — 3 дня обучения при сохранении качества усвоения.

При обучении машинописи скорость работы «а пишущей машинке 140 — 170 ударов в 1 лин достигается в среднем за

3 — 4 дня обучения.

5 Курс аутогенной тренировки (аутотренинга) при использовании изобретения усваивается за 2 — 4 дня обучения.

Курс теоретических и гуманитарных дисциплин (напрпмер, теория вероятно10 стей, социальная психология, линейный рисунок) в объеме одного семестра вуза усваивается за 2 — 4 дня обучения на уровне оценки «хорошо».

Использование изобретения позволяег также тонизировать общее состояние и работоспособность об чаемого.

Формула изобретения

1. Автоматизированная система для обучения н контроля знаний, содержащая блок программного управления, входы которого соединены с выходами устройства анализа и регистрации ответов и состояния обучаемого, первые входы которого подключены к выходам устройства ввода ответов и реакций обучаемого, второй вход — к первому выходу блока программного управления, третий вход — к первому выходу блока формирования сигналов учебной информации, соединенного вторым выходом с первым входом аудиовизуального демонстрационного блока и первым входом — с вторым выходом блока программного управления, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей системы, она содержит устройство управления восприятием. состоянием к работоспособностью обучае40 мого, блок стимулирующего информационного фона и устройство рефлекторно-установочных воздействий, подкл«оченное к первым выходам х. T1loÉcTil .прав zeH«l» восприятием, состоянием и работоспособ45 костью обучаемого, второй выход которо "0 соединен с вторым входом аудиовизуального демонстрационного блока, третий выход — с четвертым входом устройства ана;,кза и регистрации ответов и состояний

50 обучаемого, первый вход — с третьим выходо блока программного управления, второй вход — с первым выходом блока стимулирующего пнформацп фона, I:oäêë:o÷åíHoãо вторым выходом к второму входу блока формирования спгнаloB учебной информации и входом — с четвертым выходом блока программного управле«п«я.

2. С.«стема по и, 1, отличающаяся зем, то в ней устройство ввода ответов и реакций обуч:.смен о содержит блок дозированной физической нагрузки, тренажер, б.зок ввода ответов к блок бподатчиков, соедпнснныс с выходамп устройства.

3. Система:o п. 1, отличающаясч тем, что в ней устройство анализа и реги635508

16

15 страции ответов и состояний обучаемого содержит дешифратор, блок анализа ответов, блок синхронизации и регистратор, выходы которого подключены к входам блока анализа состояний и блока синхропизации.

4. Система по п. 1, отличающаяся тем, что в ней устройство управления восприятием, состоянием и работоспособностью обучаемого содержит входной и выходной коммутаторы и блоки тестов состояний, аутотренинга, суггестивных сигналов, субсенсорных сигналов, экстрараздражителей, функционального фона, светостимуляции и биостимуляции, входы и выходы которых соединены с соответствующими выходами и входами входного и выходного коммутаторов соответственно.

5. Система по п. 1, отличающаяся тем, что в ней устройство рефлекторноустановочных воздействий содержит блоки полихроматической тоностимуляции, квазиестественной светостимуляции, рефлекторных подкреплений и стимулирующих электродов, входы и выходы которых соединены соответственно с входами и выходами устройства.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1, Патент США № 3516175, кл. 35-8, 1 1970.

2. Авторское свидетельство СССР № 492213, кл. G 09 В 7/04, 1973.

635508

1 ! ! ! ! !

Г

l !

1 !

Г

1 (I

Составитель А. Карлов

Техред С, Антипенко

Корректор И. Симкииа

Редактор Т. Рыбалова

Заказ 846/1265 Изд. ¹ 754 Тираж 72! Подписное

НПО Государственного комитета СССР по селам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»