Устройство для контроля целостности цепи защитного заземления предвижной рабочей машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е (и)635553
ИЗОЬГЕт ЕНИЯ
Са)оз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 13.07.72 (21) 1810148!24-07 (51) М. Кл.-
Н 02Н 5/10
G 01R 27120 с присоединением заявки ¹ (43) Опубликовано 30.11.78. Бюллетень ¹ 44 ло делам изобретений (53) УДК 621.316.925 (088.8 н открытий (45) Дата опубликования описания 30.11.78 (72) Авторы изобретения
Л. С. Тонкошкур и В. М. Кутин
Криворожский горнорудный институт (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЦЕЛОСТНОСТИ ЦЕПИ
ЗАЩИТНОГО ЗАЗЕМЛЕНИЯ ПЕРЕДВИЖНОЙ РАБОЧЕИ
МАШИ НЪ|
Государственный комитет (23) Приоритет
Устройство относится к электротехнике, точнее к средствам обеспечения электробезопасности при эксплуатации передвижной электроустановки, например экскаватора.
Известно устройство контроля целостности цепи защитного заземления, содержащее измерительный электрический мост, в одно из плеч которого включается контролируемая заземляющая цепь (1).
Для соединения измерительного моста с началом и концом контролируемой цепи прокладывают дополнительный провод, что является существенным недостатком такого моста.
Наиболее близким по технической сути к изобретению является устройство контроля целостности цепи защитного заземления передвижной рабочей машины, содержащее включенные в цепь защитного заземления источник оперативного тока и датчик оперативного сигнала, к выходу которого подключен реагирующий орган (2).
Оперативный ток накладывается на контролируемый контур, состоящий из цепи защитного заземления и дополнительного проводника, с помощью трансформатора, вторичная обмотка которого включена в цепь защитного заземления. В качестве датчика оперативного сигнала используется другой трансформатор, а дополнительного провода — экранная оболочка кабеля.
Однако таким устройством возможно осуществлять контроль лишь части цепи защитного заземления — между корпусом передвижной рабочей машины и приключательным пунктом.
Целью изобретения является расширение функциональных возможностей путем обес10 печения контроля целостности цепи защитного заземления между корпусом передвижной рабочей машины и главным заземлителем, Для этого в устройстве для контроля (5 целостности цепи защитного заземления передвижной рабочей машины, содержащем включенныс в цепь защитного заземления источник оперативного тока и датчик оперативного сигнала, к выходу которого
20 подключен реагирующий орган, в качестве источника оперативного тока использован источник выпрямленного тока, установленный у главного заземлителя, а датчик оперативного сигнала выполнен в виде бата25 рс и иеполяриых электролитических конденсаторов.
На чертеже приведена принципиальная схема устройства.
Устройство состоит пз источника 1 вы30 прямлениого тока, параллельно которому в
635553, .сГ7л.7;7. Т
Подписное
Тираж 850
Изд. Я 748
Заказ 2056/8
Типографии, пр. Сапунова, 2
3 пспь 2 защитного заземления включен резистор 3 весьма малого сопротивления. Эти элементы монтируются в одной из ячеек карьерного распределительного устройства
4, к корпусу которого подсоединен главный заземлитель 5. Реагирующий орган (приемник 6 оперативного сигнала) устанавливается на кахкдой рабочей машине 7. Параллельно сго входу в цепь защитного заземления между заземляющей жилой кабеля 10
8 и корпусом рабочей машины включен датчик 9 оперативного сигнала (батарея неполярных электролитических конденсаторов большой емкости).
Оперативный сигнал замыкается по кон- 15 туру, включающему цепь 2 защитного заземления, корпус приключатсльного пункта
10, экран 11 гибкого кабеля, приемник 6 оперативного сигнала, корпус рабочей маппгны 7, естественное переходное сопротпв- 20 ленис рабочей машины, «земля» и сопротивление главного зазсмлптеля.
Устройство работает следующим образом.
При исправном состоянии заземляющей 25 проводки в приемнике 6 транзистор 12 заперт, а транзистор 13 открыт, реле 14 срабатывает. При нарушении целостности цспп защитного заземления между корпусом рабочей машины и центральным заземлите- 80 Iåì величина оперативного тока снижается до нуля, транзистор 12 открывается, а транзистор 13 — закрывается, якорь реле
14 отпадает, воздействуя на цепи сигнализации. С помощью трансформатора 15 то- 85 кового реле 16 осуществляется непрерывный контроль величины сопротивления неполярных конденсаторов и заземляющей жилы кабеля. При увеличении сопротивления конденсаторов или заземляющей жилы 40 кабелей реле 16 отпадает и своим контактом 17 отсоедипяет экранную оболочку от входа транзисторного реле, в результате чего якорь реле 14 отпадает, воздействуя на цепь сигнализации.
Использование псточпн!са в*>!прямлс!tttot о оперативного тока, включсi!liol в цепь загцптного заземления у главного зазсмлителя, и батареи неполярных конденсаторов в качестве датчика оперативного сигнала позволяет повысить чувствительность устройства и осуществлять 1 епрерывный контроль связи корпуса передвижной рабочей машины с главным заземлителем, чем достигается более высокий уровень электробезопасности.
Формула пзобрстсппя
Устройство для контроля целостности цепи защитного заземления передвижной рабочей машины, содержащее включенные в цепь защитного заземления источник оперативного тока и датчик оперативного сигнала, к выходу которого подключен реагирующий орган, отл и чаю щс еся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем обеспечения контроля целостности цепи защитного заземления между корпусом передвижной рабочей машины ti главным заземлителем, в качестве источника оперативного тока использован источник выпрямленного тока, установленный у главного заземлителя, а датчик оперативного сигнала выполнен в виде неполярпых электролитических конденсаторов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. VBplloB Е. Ф. и др. Лвтоматическис шахтные защитныс устройства. ГЭИ, 1960, с. 11.
2. Барпев Н. В. Исследование влияния естественного заземления оборудования на лрфсктпвность защитного действия карьерного заземляющего комплекса. Канд. дпс., М., !970, с. 233.