Электропривод постоянного тока с подчиненным регулированием параметров

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБР ЕТЕН И Я

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<>635586

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 21.12.76 (21) 2432043/24-07 с 1присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритст— (43) Опубликовано 30.11.78. Бюллетень № 44 (45) Дата опубликования оп11сания 30.11.78 (51) М.Кл.-" Н 02 Р 5/06

Государственный комитет по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.316.718. .5 (088.8) (72) Автор изобретения

В Я. Ткаченко,-, ..., il шева (71) Заявитель Московский ордена Трудового Красного Знамен инженерно-строительный институт имени В. В. Куйб (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА

С ПОДЧИНЕННЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ ПАРАМЕТРОВ

Изобретение относится к области автоматического управления электроприводами постоянного тока с подчиненным регулированием параметров.

Известен электропривод постоянного тока с подчиненным регулированием параметров, содержащ ий последовательно подключенные регулятор скорости с блоком ограничения в цепи его обратной связи, регулятор тока, преобразователь, .питающий электродвигатель, датчики скорости,и тока, подключенные ко входам соответственно регуляторов скорости и тока 11). Этот привод обеапечи вает удовлетворительные процессы в режиме отработки сигнала управления. 15

Однако .при воздейст1вии быстро, изменяющегося момента нагрузки, особенно при работе приводов на упор, он недостаточно эффективно,ограничивает выбросы тока, кото рые во время переходного процесса могут 20 значительно превосходить допустимые.

Наиболее близким по техничеакой сущности к предложенному является электрок1ривод постоянного тока с подчиненным регулированием параметров, содержащий питаюший .двигатель преобразователя, включенный на его входе регулятор тока, который через входной резистор связан с вых0дом регулятора скорости и через резистор обратной связи — с выходом датчика тока, ко входу регулятора скорости подключено задающее напряжение. Электролривод содержит также датчик скорости, причем ко входу регулятора тока через пороговый элемент подключена цепь отрицательной обратной связи по току с передаточным коэффициентом, выбираемым по критерию обеспечения автоколебательного режима системы (2).

В этом электроприводе осуществляется усплечие отрицательной -обратной связи по току, если величина тока превышает заданное максимальное значение, однако вследствие инерш1онности системы управления неизбежно превышение током е10 допустимого значения при резком нарастании момента нагрузки, что снижает надежность электропривода.

Цель изобретения — уменьшение динамических выбросов тока якоря при возрастании нагрузки для увеличения надежности электропризода. Эта цель достигается тем, что парал1ельно выходHому резисторi н рсзистору обгатной связи регулятора тока дополнительно включены тпритовые резисторы с возрастающей крутизной вольтамперной характеристики.

Сущность изобретения поясняется чертежом.

635586

Электродвигатель 1 подключен,к IIpeооразователю 2, вход которого соединен с выходом регулятора тока 8. Вход последнего через входной резистор 4 соединен с выходом рег лятора скорости 5, а через резпс- 5 тор обратной связи б — — с выходом датчика тока 7. В цепь обратной связи регулятора скорости 5 включен блок ограничения 8, а его вход соединен с источником задающего напряжения и с выходом датчика скорости 9.

Параллельно входному резистору 4 и резистору обратной связи 6 регулятора тока 8 дополнительHо вкл|очеHû тиритовые резисторы 10 и 11 с возрастающей крутизной вольт-амлерной характеристики.

Работает электропривод следующи м образом.

Тпрптовыс резисторы 10 ir 11 имеют Не- 0 линейную вольт-амперную характеристику, крутизна которой вблизи нулевых значений приложенных к ним напряжений близка,к нулю и быстро возрастает по мере увеличения этих напряжен ий. Поэтому и величина токов, поступающих на вход регулятора тока 8 с выходов регулятора скорости 5,и датчика тока 7 через .пара1;IåëьHо,Bêëþ÷åíные резисторы соответственно 4, 10 11, по мере роста их выходных напряжений будет ЗО возрастать с увеличивающейся крутизной, начальHOe значение которой определяется линейс|ымп резистора ми 4 и б.

Вследствие одинакового типа вольт-ам- З5 перных характеристик параллельно включенных входных резисторов 4, 10 и 6, 11 обеспечивается выравнивание входных сигналов регулятора тока 8, поступающих с выходов регулятора скорости 5 и датчика 4О тока 7, при этом величина тока дв итателя будет соответствовать величине задающего сигнала для контура регулирования тока, о пределяемого выходным напряжением регулятора скорости 5, как и в известном 45 электроприводе.

В динамических режимах, вызываемых резким возрастанием момента нагрузки электродвигателя, увеличивающееся значе- Бп ние тока вызывает быстрое увеличение сигнала отрицательной обратной связи по току, поступающего с выхода датчика тока 7 через резисторы 6 .и 11 на вход регулятора тока, причем этот сигнал увеличивается с 55 зозрастающей крутизной, определяемой возрастающей крутизной вольт-амперной характеристики тиритового резистора 11, что обеспечивает увеличение эффективности ограничения тока, уменьшение динамичес- 60 ких выбросов то ка и тем самым увеличение надежности электр опривода. При этом в режиме токоограничения,,когда выходное напряжение регулятора скорости 5 достигаег максимального значения, определяемого 65 блоком,ограничения 8, сигнал задания контура регулирования тока, поступающий через резисторы 4 rr 10, не будет изменяться, а увеличивающийся с возрастающей крутизной сигнал отрицательной обратной связи предотвращает появление больших динамических токов.

Указанную крутизну вольт-амперной характеристики,можно .изменять либо изменением,вкгпоченного параллельно с тирнтовым резистором линейного резистора, либо включением дополнительного линейного резистора последовательно с тиритовым .резистором.

Для получения указанного эффекта вместо тиритовых резисторов 10,и 11 можно применять функциональные преобразователи (например, диодно-резпсторные), обеспечивающие возрастание крутизны их выюдного тока с увеличением входного напряжения, что хотя и усложняет схему, но может быть целесообразным при использовании унифицированных решающих блоков, а также при применении в качестве регуляторов усилителей, требующих больших значений токов входных сигналов (например, магнитных усилителей).

Таким образом, предложенный электропр ивод обеспечивает снижение динамических выбросов тока двигателя .и вызываемы этими выбро сами,динамических нагрузок, что увеличивает надежность электропри.вода.

Формула изобретения

Электропривод постоянного тока с подчиненным регулированием параметров, содержащий .подкл оченный к якорю электродвигателя преобразователь, регулятор тока, вход которого через входной резистор соединен с выходом регулятора скорости, а через резистор обратной связи — с датчиком тока, а также датчик скорости, подключенный ко входу регулятора скорости с включенным в цепи его обратной связи блоком ограничения, о т л,и ч а ю щ,и и с я тем, что, с целью уменьшения динамических выбросов тока при возрастании момента нагрузки для увеличения надежности электро привода, параллельно входному резистору,и резистору обратной связи регулятора тока дополнительно подключены тиритовые резиcT0pbI с возрастающей, крутизной вольт-амперной характеристики.

Источники .информа ции, принятые во внимание цр,и экспертизе:

1. 1(лючев В. И. Ограничение динамических нагрузок электропривода, М,, Энергия, 1971, с. 108.

2. Авторское свидетельство СССР № 368705, кл. Н 02 P 5/06, 1969.

635586

Составитель В. Кузнецова

Техред А. Камышникова

Редактор В. Левятов

Корректор И. Симкииа

Тип. Харьк. фил. пред, «Патент»

Заказ 847/l276 Изд. № 732 Тираж 850 Подписное

НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 3(-35, Раушская наб., д. 4/5