Способ регенерации отработанного смазочного масла

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

С04иьлисти 4еских

Республик

ОП ИКАНИЕ

И3ОБРЕТЕН ИЯ

К А8ТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6!) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлеио21.06.74 (21) 2035747/23-04 (t i) 636250 (51) M. Кл.

С 10 М 11/00

C 10 G 34/00 с присоединением заявки №

Гкударстеенай кеинтет

ВРВвта Ннннетроа СССР ю двлаи нтвбрнтеннй и етнрытнй (23) Приоритет (43) Опубликовано05.12.78.Бюллетень № 45 (45) Дата опубликования описания 15.12.78 (53) УДК 665.637..6 (088,8) А. И. Бухтер, A. В Непогодьев, И. А. Львов, А. и В. А. Литвишкова (72) Авторы изобретения (jQwQ г1)

545.7/ МЕЕ 4 (71) Заявитель (54) СПОСОБ РЕГEHEPAUHH ОТРАБОТАННОГО

СМАЗОЧНОГО МАСЛА

Изобретение относится к способам ре-) генерации отработанных смазочных масел, преимущественно моторных масел, и может быть применено на нефтеперерабатывающих предприятиях.

Такие способы позволяют увеличить ресурсы смазочных масел и предотвратить загрязнение окружающей среды отработанными нефтепродуктами, Известен способ регенерации отработанных смазочных масел путем обработки 10 их коагулятором в присутствии разбавнтеля с последующей сепарацией воды и загрязнений, удалением топливных фракций перегонкой, деасфальтизации масла пропаном, или бутаном, или пентаном, i5 или их смесью прн соотношении растворитель: сырье от 5 1 до 15:1 и температуре от 25 С до критической для каждого из растворителей, доочистки деасфальтиэата или серной кислотой в коли- 2ц честве 0,1-10 вес.% при температуре о

20-100 С, или гидроочисткой на катализаторах„содержащих металлы Ч! и/или

2 щн групп Периодической системы при о температуре 250-370 С и давлении

50-100 кг/см, илн адсорбентами г (окнсью алюминия, бокснтами и т.д.) в количестве 0,1-5 вес.% при температуре

200-350 С И

Недостатком известного способа является обработка пропаном всей массы регенерируемого масла. При этом из отработанного масла практически не удаляются активные части присадок, что вызывает необходимость в сернокислотной доочистке нлн гидроочистке на катализаторах, не теряющих активности при переработке сырья с повышенной зольностью.

11елью изобретения является устране-ние укаэанных недостатков.

Поставленная цель достигается тем, что масло после удаления загрязнений, воды и топливных фракций подвергают вакуумной перегонке с получением фракции, выкипающей при температуре 350500 С, которую подвергают доочистке о и разделению на фракции, и остатка, который поцвют нв стадию обработки пропаном и доочистку.

В качестве рвзбавитепя желательно использовать бензиновую фракцию, викио паеощуео при температуре 40-180 С, в % количестве 15-100 вес.% нв отработанное масло.

Способ включает спецуюедие стадии обработку отработанных масел коагупятором в присутствии рвзбавитепя с l6 поспедующей сепарацией загрязнений и воды; отгонку тоеепивных фракций; перегонку масла под вакуумом с выделением широкой дистиплятной фракции (350- о

5Q0 C) H остатка, выкипающе о Выше

50Q С; селективную очистку пропаном остатка вакуумной перегонки„" доочистку широкой дистиплятееой фрвк- ции и цеасфвпьтизаеа водородом на

Af, -Co-Mo-катализаторе или контактную очистку отбспивающей гпиееой; фракциопнуео раэгонку очищенной широкой дистиппятной фракции нв отдельные фракции.

В способе одной иэ основных 0IIep90HfI очистки. отработанных масел является вакуумная перегонка предварительно подго е овленого масла.

39

При этом непосредственно получают дистиппятпую масляную фракцию 350500 С в количестве . 72-78% на исходное сырье, которая по основным показателям качества не уступает свееким ком33 понентам i мMIаIс еeIлI, После легкой, гидрод оочистки на обычном Аь -Co-Мо-катализаторе или контактной доочистки отбепивающими глинами получают качественные цистиллятные компоненты масел, При ва Еб куумной перегонке в остатке скаппиввеатся все загрязнения масла. Активные части присацок в условиях высоких температур . разрушаеотс, переходят также в остаток от перегонки и при последующей селек45 тивной очистке остатка пропаном практически полностью удаляются из него, Окончательную доочистку обезэолепного девофвпьтиэатв можно проводить нв обычном

И

А -Со-Мо-катализатора и не требуется использования сернокиспотной очистки ипи применения специальных катализаторов гидрирования. Селективная очистка пропаном в нвстояшем способе испопьэуЯ ется цпя очистки только небольшого количества продукта — остатка от вакуумной перегонки, в не всего отработанного масла.

50 4

При осушествлеееии способа отработанное масло иэ приемных резервувров подают на обработку ковгупятором в присутствиИ раэбавитепя. В качестве коагулятора используют 10-20%-ные водные расе. воры каустической или кальцииированной соды в количестве до 5 вес.% на сырье.

Обработку масла коагулятором провоо дят при температуре 50-90 С и давлении до 5 кг/ см . Отцеление воды и скоg агулированных загрязнений от раствора осупеествляют в центробежном сепараторе.

Масло с разбавитепем направляют в ректификационную колонну, где при атмосферном давлении происходит отгонка бензина-рвзбавителя, оствтков воды и топливных фракций.

Освобожденное от топливных фракций и воды масло подвергают перегонке под вакуумом при остаточном давлении 20100 мм рт. ст, с выделением широкой дистиплятной фракции (360-500 С).

Полученную дистиплятную фракцию ивправляеот ьв гидроочистку IIa А 6 -СоМо-катализаторе при давлении 40-50 кг/см температуре 270-350 С и объемной скорости 0,5-1,5 ч или проводят до. очистку отбеливаюшей глиной, подаваемой в количестве до 5 вес.% при температуре 120-160 С с последующим вью делением узких дистилпятных фракций о . эацанного уровня вязкости (350-420 С и 420-500оС). Остаток от вакуумной

: перегонки, в котором концентрируется все загрязнения отработанного масла, отрабатыввеот пропаном в соотношении (6-15);1 при температуре верха экстрвкционной колонны 85-95 C и низа 70о

BQ С, Доочистку деасфапьтизвта проводят нв Af -Со-Мо-катализаторе при дав2 пении 40-50 кг/см, температуре 300о -4

350 С н объемной скорости 0,5-1,0 ч или отбелнвающей глиной в количестве о до 10 вес.% при температуре 140-200 С, Способ позволяет перерабатывать от работвнные масла с получением дистиллявных и остаточных компонентов, равноценных вырабатываемым из нефти, с выходом целевых продуктов 75-85 вес.% нв сырье.

Побочными продуктами производства являются водогряэевый осадок, получаемый на стадии коагуляции, и асфапьтит, получаемый при очистке пропаном остатка от вакуумной перегонки, которые могут быть использованы как компоненты дорожного битума. Способ позволяет резко сократить капитальные и эксплуатационные

636 2 расходы по сравнению с известным, поскольку при переработке по известному способу стоимость блока деасфальтизации пропаном составляет (по различным данным) 50% и выше от общей стоимости комплекса переработки отработанных масел при прочих равных условиях.

Пример 1. Смесь отработанных автолов в количестве 5 кг нагревают цо о

80 С и добавляют при перемешивании Io

1,25 кг прямогонной бензиновой фракции

40-180 С и 100 г 20%-ного водного раствора едкого натра. Смесь перемешивают 15 мин и скоагулированные загрязнения отделяют на центробежном сепарато-1% ре тарельчатого типа. От предварительно очищенного масла отгоняют при. атмосферном цавлении топливные фракции с началом кипения 170 С и 170-350 С, о о а затем получают перегонкой под вакуумом20 широкую дистиллятную фракцию 350-500 С

D и остаток от перегонки.

Полученную широкую дистиллятную фракцию в количестве 3,20 кг подвергают гидродоочистке на AC -Со-Мо-катализаторе при давлении 40 кг/см, темпера2 туре 270 С, объемной скорости 1,0 ч о -f и подаче водородсодержащего газа .3 Э

500 нм /м сырья и получают дистиллятный компонент масла в количестве 3,1кг.

Остаток от перегонки в количестве

120 кг подвергают в автоклаве обработке пропаном в соотношении 10:1 пои давлении о

40 ати и температуре 85 С. Полученный деасфальтизат в количестве 920 r гидродоочищают на АС-Со-Мо-катализаторе ппи г давлении 40 кг/см, температуре 340 С

50 б и объемной скорости 1,0 ч и получают

875 г остаточного компонента. Качество получаемых продуктов приведено в табл, 1.

Пример 2. Смесь отработанных дизельных масел в количестве

1200 кг после предварительной очистки с .добавлением бензиновой фракции в количестве 25 вес.% и 2 вес.% едкого натра (20%-ная концентрация) и удаления загрязнений направляют на атмосферно-вакуумную кубовую установку. Получают о топливну фракцию с началом кипения 350 С, о широкую дистиллятную фракцию 350-500 С в количестве 690 кг и остаток от перегонки 350 кг. Широкую дистиллятную, фракцию направляют на гидродоочистку на Af -Со-Мо-катализаторе при давлении 50 кг/см, температуре 280 С, 2 объемной скорости 1,5 ч и подаче водородсодержащего.газа 500 нм /м сырья.

3 3

Получают гидроочищенный дистилляч ный компонент в количестве 670 кг, который разделяют на две узкие фракции

350-420 н 420-500 С.

Остаток от перегонки направляют на очистку пропаном в соотношении 12:1 к сырью при температуре верха колонны о У

90 С и давлении 40 кг/см, а полученный деасфальтизат в количестве 260 кг гидродоочнщают на AC-Со-Мо-катализаторе при давлении 50 кг/см2, температуре о -4

350 С, объемной скорости 0,7 ч и получают 250 кг остаточного компонента.

Качество исходного сырья и получаемых продуктов приведено B табл. 2.

636 250

3 о а cu e о о а оооо л

И о Ф

o a o cu о о Ф чооол

Ь

Ф

N ц I® о :и

1) Йо

О и с. а

Ф Ф о о

® тЧ

Ф Ф о а о о î а о о о о о о сч в о о о о

®

OQ о о а о о

Щ

CO о о

СЧ ф Q о д ф о

Ф

° 4

Ngh

8g3.

ЙЩщ щ О

ФФ>Ц ф 2

Ф ф

ЗМ

Ш о

Й ((34

Д Й

3 о

Ю

Ф ф

М

CL

Ф ,cf

Й ф

© 8

e g ) В д; о сч о в о о с с.

О Ф х

° hC °

v З

Й Ф р д ic a

Ьъ CL в Ф д

636250

Ъ, 03

ОД л!

Ъ !

О 4 о п4

О о е о о о о о

О m Q и а о о сч сч

/ - о - о

CD о о

f Э о о с

Е Ж

Э

О и о

0)

Al о о о о л

0) Щ о!

CD о и а

tQ 0) е-!

IQ

О Q CCl сЧ сО о 0 Q о !- о о о о о

Ю

Щ

Щ о о

О о о о

Ч о о

Я ! сО о (p C0 Ol СЧ

Q Q

6 о о о (ц ФФ»

o ж

Ф ам

Щ ъ

g а м я -ма

0)

CO с0

Q0 о о

tQ о

Q о

Ф

С0

Q о Я

1 лЭДО

"ИЗЭ о

>щи

О аа (D (Ч м-4 о Ф

CD о с4 а

Э ч «Г о

Ф! о

f» ф о

Э

Ф о о о

Э

v

Э

А

Э !

»

Ф

tQ

Cl

34 о

4l!

° «

Х Э э о ц 1» о

2 о" о а о. Я

О о

CD о (D

CD о

CD о

Се)

СЧ е" Е о

0) о о о о

В

Ф

О

Ь а р о о й

Э Э

2 В а- щ

М о Q

О в о

ОО о

Я о л о о р о о в

«Ч т1 !е (е) X е О о

О ед

Щ ф р

«(И 3

Э и о О, М м со «4

2

k з М а m

«g)

Э Ф <

g е °

1 ® а э

11, 636

Формула изобретения

1. Способ регенерации отработанного смазочного масла путем обработки его коагулятором в присутствии раэбавителя с последующим отделением загрязнений, воды и топливных фракций и обработкой масла пропаном с использованием доочистки масла, отличающийся тем, что, с целью снижения капитальных и эксплуатационных затрат, масло после удаления загрязнений, воды и топливных фракций подвергают вакуумной перегонке с получением фракции, выкипающей

250 12 при температуре 350-500 С, которую подвергают доочистке и разделению на фракции, и остатка, который подают на стадию обработки пропаном и доочистку.

2. Способ по и. 1, о т л и ч а ю— шийся тем, что в качестве разбавителя используют бензиновую фракцию о выкипающую при температуре 40-180 С, в количестве 15-100 вес.% на отработанное масло.

Источники информадии, принятые во внимание при экспертизе:

1. Патент франции Ж 1516733, кл, С 10 М, 15.03.68.

Составитель В, Матишев

Редактор В. Минасбекова Техред А, Алатырев КорректорЬ..Сердюк

Заказ 6880/19 Тираж 631 Подписное

UHHHHH Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открыгий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5. филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4